Бабочка
Бабочка — символическое насекомое во многих культурах, которое намекает, с одной стороны, на способность к метаморфозе и красоту, с другой стороны, также и на бренность радости. «Чудо переходящих друг в друга состояний проявления, это чудо превращения от медлительной гусеницы, глупой личинки, в нежную и прекрасную бабочку глубоко трогало человека, стало для него тождественным его собственной душевной метаморфозе, подарило ему надежду когда-нибудь подняться из плена земли к свету вечных ветров» (Э. Аеппли). По этой причине бабочка изображалась на древних надгробиях (см. Символы смерти). Ее греческое название «психе» указывает, что она, словно птица, является «животным души». Наделение чертами «легкомысленности» приближает ее к эльфам, гениям и эротам (маленькие боги любви).
Эльфоподобные существа, а также призрачные образы и фантастические фигуры часто изображаются с крыльями бабочки, включая бога сна Гипноса (Сомнус, Somnus). На картинах с изображением рая иногда душа, которую создатель опускает в тело Адама, изображается с такими крыльями.
В Японии бабочка является символом молодой женщины, две бабочки, танцующие друг вокруг друга, символизируют супружеское счастье. В Китае это крылатое существо — символ влюбленного молодого мужчины. Есть еще одно значение — в виде бабочки из могилы может выйти мертвая возлюбленная. Вместе со сливой бабочка символизирует долгую жизнь и красоту. Игра слов («тиех» — семьдесят, «ху-тиех» — бабочка) указывает на желание прожить 70 лет (часто изображается вместе с кошкой, «мао» — восемьдесят). В Древней Мексике бабочка относится к атрибутам бога растительности Ксохипилли, но является также символом мерцающего огня и связана с солнцем (бабочка, у ацтеков «папалотль», напоминает звучание латинского названия «рарiliо», «папилио»). Бабочка, окруженная каменными ножами (ицли), — богиня Ицпапалотль, ночной дух пылающих звезд и одновременно символ умерших при родах женщин. Поэтично изображает японский стих тоску об утраченных радостях как ответ на пословицу «Опавший цветок никогда не возвращается на ветку»: «Я думала, цветок вернулся на ветку — но, ах, это была только бабочка».
Эльфоподобные существа, а также призрачные образы и фантастические фигуры часто изображаются с крыльями бабочки, включая бога сна Гипноса (Сомнус, Somnus). На картинах с изображением рая иногда душа, которую создатель опускает в тело Адама, изображается с такими крыльями.
В Японии бабочка является символом молодой женщины, две бабочки, танцующие друг вокруг друга, символизируют супружеское счастье. В Китае это крылатое существо — символ влюбленного молодого мужчины. Есть еще одно значение — в виде бабочки из могилы может выйти мертвая возлюбленная. Вместе со сливой бабочка символизирует долгую жизнь и красоту. Игра слов («тиех» — семьдесят, «ху-тиех» — бабочка) указывает на желание прожить 70 лет (часто изображается вместе с кошкой, «мао» — восемьдесят). В Древней Мексике бабочка относится к атрибутам бога растительности Ксохипилли, но является также символом мерцающего огня и связана с солнцем (бабочка, у ацтеков «папалотль», напоминает звучание латинского названия «рарiliо», «папилио»). Бабочка, окруженная каменными ножами (ицли), — богиня Ицпапалотль, ночной дух пылающих звезд и одновременно символ умерших при родах женщин. Поэтично изображает японский стих тоску об утраченных радостях как ответ на пословицу «Опавший цветок никогда не возвращается на ветку»: «Я думала, цветок вернулся на ветку — но, ах, это была только бабочка».
Смотрите также:
Крыло
Крыло означает не только ангела в христианстве, но и добрых духов, демонических существ, фей и призраков в более ранних культурах древнего мира. Это частичное отражение образа птицы выражает
Скелет
Скелеты — костяные каркасы человеческих фигур. В культурах с шаманскими ритуалами являются символами психического переживанияраспада личностей, осуществляющих инициацию (посвящение) в состоянии
Гром
Во многих древних культурах гром — могущественная звуковая реакция небесных существ, чаще всего Бога, которому приписывается также роль повелителя молний. Гром небесный воспринимается как
Кости
Кости во многих культурах являются последним и в символически-ритуальном смысле решающим следом, оставляемым на земле умершими, когда их плоть уже давно превратилась в прах. Поскольку они в какой-то
Курица
Домашняя курица имеет другое символическое значение, нежели петух, и является прообразом матери. «Как курица-наседка служит для защиты молодых и не позволяет приблизиться никому, кто мог бы нарушить
Дьявол
Дьявол (греч. диаболос), черт, враг и Сатана; как правитель ада противоположность Богу на небе. Его атрибуты позаимствованы в первую очередь у этрусского демона подземного мира Хару: нос, как у