Гром
Во многих древних культурах гром — могущественная звуковая реакция небесных существ, чаще всего Бога, которому приписывается также роль повелителя молний. Гром небесный воспринимается как демонстрация силы свыше, в Библии как глас Божественный (Иов 37, 2—5): «Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его. Под всем небом раскат его. За ним гремит глас... Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые...» Часто гром понимается как выражение божественного гнева за нарушение космического порядка, у северо-американских индейцев — как удары крыльями громыхающих птиц, у германцев — как удары молота Мьёльнира (Сокрушителя), которого бог грома Тор швыряет к великанам. В Древнем Китае гром воспринимался в различных образах: как «смех неба», как неестественный барабанный вихрь, как воплощение небесного демона с красными волосами или как громыхание колесницы, которую души умерших тащат по небу. Иногда небесные божества мыслились как одноногие (Тескатлипока — у ацтеков; Хуракан — у майя, отсюда «hurricane», «ураган»). В Центральной Европе ископаемые остатки моллюсков, белемнитов рассматривались как фульгуриты («громовые стрелы»), а в некоторых местностях — также и как топоры для прорубания отверстий в эпоху нового каменного века (неолита), которые глава дома хранит под коньком дома как защиту от повреждений во время бурь и ураганов.
Бог грома, бог молнии и бог погоды является часто высшим небесным богом, как, например, Зевс, Кронид или Кронион в Древней Греции или Перун у славянских народов, символом которого является булава.
Как «громовая стрела» или «алмазный скипетр» рассматривается в Индии и Тибете ритуальный предмет (инд. Варья, Varja, тибетск. Дорье, Dorje), используемый в тантрийском буддизме для того, чтобы «расколоть невежество и освободить познание» (первоначально оружие ведийского небесного божества Индры, которым оно разделяло облака и освобождало желанную дождевую воду). В японской иконографии бог грома изображался в виде раскрашенной красным цветом фигуры бога Райина с венцом из восьми барабанов в виде бубнов. В общем и целом гром считается впечатляющим и реально осязаемым воплощением власти небесной сферы, которая, с одной стороны, угрожает человеку, а с другой — охраняет его от враждебных ему существ.
Бог грома, бог молнии и бог погоды является часто высшим небесным богом, как, например, Зевс, Кронид или Кронион в Древней Греции или Перун у славянских народов, символом которого является булава.
Как «громовая стрела» или «алмазный скипетр» рассматривается в Индии и Тибете ритуальный предмет (инд. Варья, Varja, тибетск. Дорье, Dorje), используемый в тантрийском буддизме для того, чтобы «расколоть невежество и освободить познание» (первоначально оружие ведийского небесного божества Индры, которым оно разделяло облака и освобождало желанную дождевую воду). В японской иконографии бог грома изображался в виде раскрашенной красным цветом фигуры бога Райина с венцом из восьми барабанов в виде бубнов. В общем и целом гром считается впечатляющим и реально осязаемым воплощением власти небесной сферы, которая, с одной стороны, угрожает человеку, а с другой — охраняет его от враждебных ему существ.
Смотрите также:
Ягуар
Ягуар обладает наибольшим символизмом у индейцев Центральной Америки, традиции которых уходят корнями в древние культуры ацтеков и майя. В представлениях майя ягуар - повелитель зверей, существо
Дуб
Среди прочих деревьев дуб выделялся большой символической силой. Благодаря твердости своей древесины он считался символом бессмертия и прочности. До нашего времени сохранилась поговорка о том, что
Молния
Символ творческой силы. Громовержцами, властителями молний, были, как правило, верховные боги (греческий Зевс, римский Юпитер, славянский Перун; в скандинавской традиции, однако, властителем молнии
Золото
Выражение «благородный металл» для золота (а также серебра) означает собственно «моральную» оценку материала, что отвечало поискам умирающей алхимии. Блестящий, неокисляющийся металл почти во всех
Крыса
Крыса, так же, как мышь, — в основном негативно оцениваемый символический зверь, который все же (как мышь) может быть животным души. «Гамельнский крысолов» чаще всего рассматривается в качестве
Крыло
Крыло означает не только ангела в христианстве, но и добрых духов, демонических существ, фей и призраков в более ранних культурах древнего мира. Это частичное отражение образа птицы выражает