Крыло
Крыло означает не только ангела в христианстве, но и добрых духов, демонических существ, фей и призраков в более ранних культурах древнего мира. Это частичное отражение образа птицы выражает принадлежность крыла к сфере неба, его возвышения над человеческим миром благодаря легкости пера. Символически крыло должно было олицетворять не только «способность к полету» в физическом смысле, но и оцениваться как материальность из-за его возможности, принадлежащие к высшему классу ангелов, наделены особенно большим числом крыльев. Пророк Иезекиль описывал херувимов как имеющих четыре лица и четыре крыла (тетраптерикс), причем стоят они на колесах, которые покрыты глазами-звездами, и образуют престол-колесницу Господа. В Откровении Иоанна они описываются с шестью крыльями; в средневековых миниатюрах число крыльев меняется.
Античные персонификации также изображались с крыльями, как, например, Кронос, богиня победы Ника (лат. Виктория), богиня переменчивого (порхающего) счастья Фортуна. В средневековом искусстве восточной церкви Иоанн Креститель, предтеча Христа, изображался с крыльями, а в Западной Европе — «доктор ангеликус», Фома Аквинский, и реже св. Винценц Феррер, благодаря своей ангельской любви к ближнему. Дьявол наделялся не легкими крылами, как у птиц, а кожистыми перепонками летучих мышей. В эпоху романтизма эльфоподобные существа часто представлялись с крыльями стрекоз и бабочек. В диалоге Платона (427—347 гг. до н.э.) «Файдон» говорится о пернатом существе с крыльями, обтянутыми материей, которое могло поднимать вверх «тяжести и уносить туда, где обитает племя богов. Оно также получило существенную часть телесности божественного». Символические сказочные животные также изображались с крыльями, когда нужно было выразить их легкость и близость к небу (Пегас). В геральдике крылья означают, «что человек, благодаря своим похвальным делам, хочет подняться ввысь или, благодаря им, уже вознесен» (Бёклер, 1675).
Античные персонификации также изображались с крыльями, как, например, Кронос, богиня победы Ника (лат. Виктория), богиня переменчивого (порхающего) счастья Фортуна. В средневековом искусстве восточной церкви Иоанн Креститель, предтеча Христа, изображался с крыльями, а в Западной Европе — «доктор ангеликус», Фома Аквинский, и реже св. Винценц Феррер, благодаря своей ангельской любви к ближнему. Дьявол наделялся не легкими крылами, как у птиц, а кожистыми перепонками летучих мышей. В эпоху романтизма эльфоподобные существа часто представлялись с крыльями стрекоз и бабочек. В диалоге Платона (427—347 гг. до н.э.) «Файдон» говорится о пернатом существе с крыльями, обтянутыми материей, которое могло поднимать вверх «тяжести и уносить туда, где обитает племя богов. Оно также получило существенную часть телесности божественного». Символические сказочные животные также изображались с крыльями, когда нужно было выразить их легкость и близость к небу (Пегас). В геральдике крылья означают, «что человек, благодаря своим похвальным делам, хочет подняться ввысь или, благодаря им, уже вознесен» (Бёклер, 1675).
Смотрите также:
Ночь
Ночь не всегда воспринимается лишь как отсутствие солнечного света. Символически она связывается еще и с таинственной темнотой и укрывающим материнским лоном. В греческой мифологии ночь
Символы Евангелистов
В видении пророка Иезекииля говорится: «И я видел: и вот бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него. А из середины его как бы свет пламени из середины огня; и
Кадуцей
Кадуцей, жезл Меркурия (греч. Карикейон или Керикейон) — символ бога Меркурия (греч. Гермес), герольда богов. Он состоит из волшебного или геральдического стержня, вокруг которого симметрично
Земля
Земля, согласно классической традиции, это один из «четырех элементов», связанный со многими символическими идеями и понятиями («родная земля», «упасть на плодородную почву», «свести кого-либо в
Грифон
Грифон — легендарное животное символического значения, имеющее голову, крылья и когти орла, а корпус и заднюю часть тела — льва. Представляется как господин двух жизненных областей — земли (львиное