Скелет
Скелеты — костяные каркасы человеческих фигур. В культурах с шаманскими ритуалами являются символами психического переживанияраспада личностей, осуществляющих инициацию (посвящение) в состоянии транса. Подобные изображения могут также символизировать самоотверженный аскетизм. Но чаще всего скелеты воспринимаются как символы смерти, так как кости сохраняются дольше мягких тканей и при благоприятных условиях не разрушаются на протяжении тысячелетий. На картинах Страшного суда (см. Конец света) часто изображаются поднимающиеся из своих могил скелеты, которые и в алхимическом мире символов обещают возрождение и обновление изменяющейся материи (materia prima) после «чернения» (нигредо, Nigredo) и «загнивания» (путрефакцио, putrefactio). Но все же обычно скелет является наглядной метафорой персонифицированной смерти с песочными часами и косой (или серпом), которые символизируют мысль, например в картинах танца смерти, о том, что «Media vitain morte sumus» («в середине жизни мы окружены смертью»), как это часто изображалось в эпохи свирепствовавших эпидемий (чумы).
Смотрите также:
Кости
Кости во многих культурах являются последним и в символически-ритуальном смысле решающим следом, оставляемым на земле умершими, когда их плоть уже давно превратилась в прах. Поскольку они в какой-то
Часы
Часы песочные являются в первую очередь символом не смерти, а бренности и текучести времени, который, естественно, включает в себя также мысль о смерти и неотвратимо приближающемся смертном часе.
Конец света
Конец света — широко распространенный мифический символ бренности всего сущего, мира, который, как и человеческая жизнь, когда-нибудь должен обрести свой конец. Поскольку человек любой эпохи
Белый цвет
Белый цвет понимается либо «как отсутствие цвета», либо как совершенное соединение всех цветов спектра света, либо как символ нетронутой и неомраченной невинности доисторического рая или либо как
Нагота
Нагота с точки зрения символики должна представлять человека в первобытном состоянии, без социальных и иерархических признаков, которые несет в себе одежда. Чаще это бывает необходимо в процессе
Бабочка
Бабочка — символическое насекомое во многих культурах, которое намекает, с одной стороны, на способность к метаморфозе и красоту, с другой стороны, также и на бренность радости. «Чудо переходящих