Нагота
Нагота с точки зрения символики должна представлять человека в первобытном состоянии, без социальных и иерархических признаков, которые несет в себе одежда. Чаще это бывает необходимо в процессе ритуалов посвящения в члены какого-либо сообщества, как, например, в позднеантичном культе Митры, когда кандидат представляется как бы заново рожденным. Другие требования культа заключаются в передаче себя во власть высших сил, причем человек развязывает все узлы на своей одежде и даже оставляет незакрытыми свои гениталии, которые обычно стараются защитить от всех опасностей (например, от «злого глаза»). Мысль о легендарной «первозданной невинности» прародителей перед грехопадением явилась решающим мотивом для того, чтобы во многих сектах адамитов старого и нового времени в собраниях снимают одежду. Это принято и до сих пор в секте духоборцев (духоборов), переселившихся в конце XIX в. из России в Канаду (Британская Колумбия, Саскачеван). Аскетическая идея - отказ от одежды, является основной и в движении Дигамбара (одетые воздухом) в индийском джанизме. У бесписьменных народов в тропическом поясе нагота не связана с эротическими мотивами, поскольку области гениталий «игнорируются» и эротическое поведение подчинено ярко выраженной основополагающей установке на сдержанность. Ею можно пренебречь во время ритуальных церемоний только в особых случаях.
В христианском искусстве Европы Адам и Ева изображаются обнаженными (однако в большинстве случаев гениталии прикрыты растениями или волосами). Такими же представляются на картинах и ведьмы (Ганс Бальдунг Грин), но в этом случае с задней мыслью — показать их распущенность. Только в эпоху Ренессанса художники стали изображать человеческое тело как «акт», следуя античным образцам, причем классическая тема реабилитировала такое понимание. Так символические прообразы и мифологические фигуры получили право, вопреки прежней чопорности проявившейся, в частности, в закрашивании «Страшного суда» Микеланджело, быть представленными в неприкрытом и неопосредованном виде.
В христианском искусстве Европы Адам и Ева изображаются обнаженными (однако в большинстве случаев гениталии прикрыты растениями или волосами). Такими же представляются на картинах и ведьмы (Ганс Бальдунг Грин), но в этом случае с задней мыслью — показать их распущенность. Только в эпоху Ренессанса художники стали изображать человеческое тело как «акт», следуя античным образцам, причем классическая тема реабилитировала такое понимание. Так символические прообразы и мифологические фигуры получили право, вопреки прежней чопорности проявившейся, в частности, в закрашивании «Страшного суда» Микеланджело, быть представленными в неприкрытом и неопосредованном виде.
Смотрите также:
Бык
Бык — во многих древних культурах символ большой настойчивости. Изображения диких быков наряду с дикими лошадьми являются важнейшим мотивом пещерных рисунков в культовых гротах эпохи палеолита (зубр
Бык
Бык — во многих древних культурах символ большой настойчивости. Изображения диких быков наряду с дикими лошадьми являются важнейшим мотивом пещерных рисунков в культовых гротах эпохи палеолита (зубр
Глаз
В символике глаз всегда связан со светом и «духовной способностью лицезреть», одновременно, по старым воззрениям, не только воспринимающий орган, но и сам, посылая «силовые лучи», является символом
Ключ
Ключ, которым можно закрывать или открывать, — символическое приспособление, которое характеризует также «освобождающую или связывающую власть» носителя. Со ссылкой на Евангелие от Матфея (16, 19)
Зеркало
Зеркала приобретают значение, выходящее за рамки их непосредственной функции, от старого поверья о том, что отражение и оригинал соединены магической связью. В этом смысле зеркала могут удерживать
Волосы
Волосы, которые и после смерти человека продолжают расти, по народному представлению, являются носителями силы жизни. Например, у библейского героя Самсона сила была в волосах. Назарейцы, связанные