Дьявол
Дьявол (греч. диаболос), черт, враг и Сатана; как правитель ада противоположность Богу на небе. Его атрибуты позаимствованы в первую очередь у этрусского демона подземного мира Хару: нос, как у коршуна, заостренные уши животного, крылья, зубы, похожие на клыки (как у демона Тухулху), в руках молот как символ смерти. Сюда же добавляются такие физические черты козла, как рога и козлиные ноги, козлиный хвост, из-за чего образ дьявола напоминает символическое изображение греческого бога природы Пана. Реже ему приписываются лошадиные копыта (или в качестве признака противоречивости одна человеческая нога и одна лошадиная). Чтобы отличать его крылья от крыльев ангелов, он часто изображается с крыльями бодрствующей по ночам летучей мыши. На картинах шабаша ведьм на проклятых горах у него часто на ягодицах есть второе лицо, которое должны целовать его подданные (позорный поцелуй, osculum inf ame). Легендарные красочные добавления в Библии у Исайи связывают существование дьявола (Люцифер, Фосфорос — носитель света) с его восстанием против Бога и низвержением в преисподнюю (см. Грааль). Дьявол — вечный противник Бога. Всякое движение возникает из столкновения противоположных принципов, божественное добро не могло бы войти в сознание человека без противостоящего ему начала дьявола. Принцип дьявола представляет собой даже двойную антитезу принципу Бога: змея, как символ силы материи, противостоит силе духа, а смерть, как знак конечности, сопротивляется вечности, отождествляемой с Богом.
Дьявол как вечный разрушитель, как косарь (смерть), как его называют в народе, символизирует принцип времени — выражение конечности всех земных явлений. Поэтому ад часто изображается как бездна, поглощающая все живое.
Как Бог — принцип созидания, так дьявол — принцип разрушения. В конечном счете ни один из этих принципов не может взять верх над другим, ведь это означало бы прекращение всякого движения.
Дьявольский момент разрушения символизирует представление о конечности времени. Дьявол как косарь (смерть) есть сатурновский аспект Сатаны. Время, олицетворяющее конечность всех вещей, противостоит вечности, которая лежит в Боге.
Другой аспект дьявола заключается в стремлении материи бесконечно возобновляться в разнообразных формах. Природа, которая снова и снова порождает себя в каждом из своих видов, включая и человека, стала для христианского учения воплощением непристойности. Средневековые демоны представлялись как инкубы и суккубы (incubi и succubi), разжигающие в человеке плотские вожделения.
Но дьявол не всегда представляется как образ, вызывающий ужас. В народных сказаниях он появляется в виде охотника в зеленом или красном одеянии, в средневековой скульптуре также как прекрасный и соблазнительный «князь этого мира», но спина у него разъедена жабами, змеями и червями. Обычно змеи и драконы — это его символы, против которых сражаются святые. Лев, обычно рассматривающийся как положительный образ, тоже относится к его символическим животным из-за своей мощи и царской власти в противобожественной империи, согласно Первому посланию Петра (5, 8): «...потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Лис, ассоциирующийся с коварством и злобой, тоже является символом дьявола. Как противопоставление небесной Троице, князь ада тоже нередко изображается с тремя лицами, например в гравюрах на дереве к «Божественной комедии» Данте. Символическими олицетворениями дьявола также часто бывают красная птица, рыжая белка, василиск и кукушка.
15-я карта «Великих Арканов» Таро, дьявол, демонстрирует рогатого князя ада с крыльями летучей мыши на подиуме, к которому прикованы два превращенных в чертей человека. Толкование: наказание, вина, связанность с импульсами.
Дьявол как вечный разрушитель, как косарь (смерть), как его называют в народе, символизирует принцип времени — выражение конечности всех земных явлений. Поэтому ад часто изображается как бездна, поглощающая все живое.
Как Бог — принцип созидания, так дьявол — принцип разрушения. В конечном счете ни один из этих принципов не может взять верх над другим, ведь это означало бы прекращение всякого движения.
Дьявольский момент разрушения символизирует представление о конечности времени. Дьявол как косарь (смерть) есть сатурновский аспект Сатаны. Время, олицетворяющее конечность всех вещей, противостоит вечности, которая лежит в Боге.
Другой аспект дьявола заключается в стремлении материи бесконечно возобновляться в разнообразных формах. Природа, которая снова и снова порождает себя в каждом из своих видов, включая и человека, стала для христианского учения воплощением непристойности. Средневековые демоны представлялись как инкубы и суккубы (incubi и succubi), разжигающие в человеке плотские вожделения.
Но дьявол не всегда представляется как образ, вызывающий ужас. В народных сказаниях он появляется в виде охотника в зеленом или красном одеянии, в средневековой скульптуре также как прекрасный и соблазнительный «князь этого мира», но спина у него разъедена жабами, змеями и червями. Обычно змеи и драконы — это его символы, против которых сражаются святые. Лев, обычно рассматривающийся как положительный образ, тоже относится к его символическим животным из-за своей мощи и царской власти в противобожественной империи, согласно Первому посланию Петра (5, 8): «...потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Лис, ассоциирующийся с коварством и злобой, тоже является символом дьявола. Как противопоставление небесной Троице, князь ада тоже нередко изображается с тремя лицами, например в гравюрах на дереве к «Божественной комедии» Данте. Символическими олицетворениями дьявола также часто бывают красная птица, рыжая белка, василиск и кукушка.
15-я карта «Великих Арканов» Таро, дьявол, демонстрирует рогатого князя ада с крыльями летучей мыши на подиуме, к которому прикованы два превращенных в чертей человека. Толкование: наказание, вина, связанность с импульсами.
Смотрите также:
Крыло
Крыло означает не только ангела в христианстве, но и добрых духов, демонических существ, фей и призраков в более ранних культурах древнего мира. Это частичное отражение образа птицы выражает
Ад
Ад — традиционный антипод неба. Это понятие произошло от представления о темном нижнем мире (см. Пещера). Благодаря теологически обоснованному образу — это место наказания почивших грешников, где они
Каритас (добродетель)
Символическое изображение заботливой любви к ближнему — одна из трех персонифицированных христианских добродетелей (наряду с Верой, лат. fides, nspes, Надеждой). Она изображается как красивая женщина
Бабочка
Бабочка — символическое насекомое во многих культурах, которое намекает, с одной стороны, на способность к метаморфозе и красоту, с другой стороны, также и на бренность радости. «Чудо переходящих
Ведьма
Ведьм в сказаниях, сказках, мифах и во взгляде на их символическую форму прежде всего не надо связывать с ужасающей действительностью центральноевропейских гонений на ведьм. У бесчисленных
Козел
Козел, в отличие от своего подобия женского рода, козы, — весьма символическая фигура, истолковываемая чаще всего с негативным оттенком. В то время как дохристианские символические системы почитали