Создать акаунт

Ведьма

Ведьм в сказаниях, сказках, мифах и во взгляде на их символическую форму прежде всего не надо связывать с ужасающей действительностью центральноевропейских гонений на ведьм. У бесчисленных экзотических народов существуют верования в ведьм и в перевоплощение некоторых женщин в ведьм, которые как каннибалы, убийцы, колдуньи и потребительницы обладают мужской потенцией (например, влагалищем, усеянным зубами, лат. vagina dentata (вагина дентата). Форма ведьм этого вида — это символ отрицательной стороны женщин, их темный аспект. Они невротически боятся мужчину, который агрессивно завоевывает ведьму и пытается свергнуть ее огнем. При испытании водой последняя, как чистый элемент, не «принимает» ведьму в себя и та не тонет (как в Новое время в Европе). Психоанализ К. Г. Юнга образ ведьмы понимает как воображаемое олицетворение «темной стороны души, женского аспекта в мужчине», возможно, благодаря черной богине Кали в индийской мифологии, либо благодаря ведьме Рангда в индонезийских драматических представлениях. К такому неправильному развитию, в первую очередь, должно вести тревожное материнское воспитание мальчика-подростка. К характерным символам боязливо-тревожного образа ведьм принадлежат ночные птицы (совы, филины), в которых те могли превращаться, а также кроты, змеи, черные коты. На одинокой горе (горной глыбе!) должны были представляться, с одной стороны, их соблазнительная красота, а с другой стороны, смертельное безобразие, нередко также их нагота во время ритуалов под предводительством дьявола, часто изображенного в виде демонического козла. Этот образ ведьмы, по представлению европейской народной традиции, есть лишь особый случай почти всесветно распространенного страха перед женским полом, который обнародован в некоторых культурах другими внешними проявлениями. (В древней Японии, возможно, демонические женские формы превращаются в лис, у сибирских родов — в волков и проч.). Европейская инквизиция ведьм (охота на ведьм) снабдила этот мир представлений псевдонаучным аппаратом и установила убийственную практику.
Ведьмы как выражение культа дьявола совсем не «средневековое» изобретение, как это пытались представить со времен Реформации. Доказательством тому являются неоднократно повторяющиеся в более раннее время протесты правителей и отцов церкви против языческих обрядов в народе (особенно если они поощрялись политическими противниками).
Теория о необходимости полного искоренения ведьм и попытки осуществить эту теорию на практике восходят к XV в., когда, собственно, высокоразвитая культура Средневековья уже находилась в упадке. Настоящая же война на истребление женщин началась во время Реформации и утихла лишь к XVII—XVIII вв., когда удалось подавить определенную тенденцию отечественной культуры.


Смотрите также: