Цветок
Цветок, широко распространенный символ молодой жизни, из-за звездообразной, создаваемой лепестками структуры является также часто символом Солнца, земного круга или центра (например, цветок лотоса в Юго-Восточной Азии). Многие необычные цветы пользовались большой любовью и почитались не только из эстетических соображений, но и из-за содержащихся в них психотропных (влияющих на психику) веществ. Собственно говоря, цветы воспринимаются не просто как невинные предвестники весны, но и как символы «плотского наслаждения» и всей сферы эротики, что-то вроде цветка Никтё Плюмерия (Plumeria) у индейцев майя или роза в средневековом романе «Роман деля Роз» («RomandelaRose»).
Если смотреть без предубеждения, цветы символизируют жизненную силу и радость жизни, конец зимы и победу над смертью. В христианской символике открытая вверх чашечка цветка указывает на принятие Божьего дара, детского восторга от природы в раю, но в то же время и на то, что преходяща вся земная красота, которая может быть длительной только в садах небесных. Отсюда идет древний обычай устраивать захоронения в садах и высаживать на них цветы. Поскольку раннехристианские церкви были тесно связаны с почитанием масонских могил, то они также украшались цветами. В Библии цветок указывает на богоугодность, как это доказывают цветущие посохи Иосифа и Аарона. Сухая палка, из которой растут цветы, также является в некоторых преданиях и легендах символом богопочитания и надежды. Укоренившийся обычай обвивать цветами на земле вокруг Зальцбурга «украшенные палки», которые затем несут во время процессий, по-видимому, связан с этой традицией, как, впрочем, и с вполне обычной радостью украшать весной все цветами; бесчисленные цветы при этом увязываются с символикой кольев и цвета. Глубоко символично воспринимаются цвета различных оттенков (белый — невинность, чистота, но в то же время и смерть; красный — жизненность, кровь; голубой — тайна, внутренняя увлеченность, преданность; желтый — Солнце, тепло, золото);
В таосизме растущий из вершины духовный «золотой цветок» является символом высшего мистического озарения.
В двадцатидневном календаре ацтеков двадцатый знак называется «цветок» (ксохитл), символ искусности и вкуса. Рожденные под этим знаком должны обладать способностями в искусстве и ремесле, а также в ворожбе. «Вертикально стоящий цветок» (ксохикветцал) был именем богини, которая покровительствовала в вопросах сексуальности и плодородия. К ее атрибутам относились венок из цветов в волосах и букет цветов в руке. «Цветочными войнами» назывались ритуальные сражения соседствующих государств ацтеков, которые завязывались с той только целью, чтобы захватить военнопленных для жертвенных алтарей обеих партий. В сохранившейся лирике ацтеков цветы символизируют как радость жизни, так и бренность бытия: «Цветы восходят и распускаются, цветы растут и сияют. Изнутри тебя прорывается наружу пение цветов... Как цветок в летнее время — так веет свежестью и расцветает наше сердце. Тело наше, словно цветок, оно расцветает и быстро вянет... проходит постоянно и расцветает всегда снова, ваш цветок, который приводит в трепет и опадает и превращается в пыль...» Аналогично говорится в Библии: «Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Псалом 102, 15—16). Экологическая угроза в настоящее время привела к тому, что многие лесные цветы, и особенно «полевые сорные травы», выродились почти полностью либо их еще можно встретить только на охраняемых территориях, если от них еще что-то осталось. Поэтому грядущему поколению символическое свидетельство многих цветковых растений может быть доступно, возможно, лишь из исторической литературы, как в свидетельстве псалмиста о месте, на котором стояли цветы, которое ничего уже о них не знает.
Смотрите также:
Восьмерка бессмертных
В китайской традиционной символике известна восьмерка бессмертных, которые, по всей видимости, жили на «Островах Обетованных (Острова Блаженных)». Чан-куо-лао был первоначально, по всей видимости,
Бабочка
Бабочка — символическое насекомое во многих культурах, которое намекает, с одной стороны, на способность к метаморфозе и красоту, с другой стороны, также и на бренность радости. «Чудо переходящих
Бамбук
Бамбук играет большую роль в искусстве и символике Восточной Азии. Его «пустое сердце» символизирует скромность, его неизменная вечная зелень и сухощавость — глубокий возраст. Положенные в огонь
Скелет
Скелеты — костяные каркасы человеческих фигур. В культурах с шаманскими ритуалами являются символами психического переживанияраспада личностей, осуществляющих инициацию (посвящение) в состоянии
Будда толстопузый
Сегодня во многих странах Восточной Азии продаются фарфоровые фигурки с изображением радостно ухмыляющегося лысого человечка с обнаженной верхней частью туловища. Речь идет о китайском Ми-ло фо, то
Коза
Коза (греч. Кимера, лат. капра, сарга). Так же как и в случае с быком и коровой, символическое значение животных мужского и женского рода разное. Если козел (греч. Tparoc) часто считается