Идол
Идолы всегда давали повод для возмущения и оскорбляли основанные на божественных откровениях нравственные чувства представителей религии, полагающих, что «язычники» молились не сверхъестественным существам, которые были представлены в виде того или иного скульптурного изображения, а самим изображениям. Согласно раннехристианской легенде, 365 идолов рухнули, когда Иисус, Мария и Иосиф проходили мимо них во время бегства в Египет. Почитание идолов — идолопоклонство — рассматривалось как духовная слепота.
Согласно исламской традиции, в Мекке древние идолы попадали со своих постаментов, когда Амина, мать Магомета, родила пророка, или — опираясь на другое предание — они закачались уже в момент зачатия Магомета, чтобы впоследствии обрушиться окончательно. Основанием для этого, по-видимому, является пророчество Исайи (19,1): «Вот, Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы Египетские».
Поверженные идолы являются также атрибутами святых Юсты, Руфины и Сусанны. Их можно увидеть на православных иконах святого Николая.
По еврейским сказаниям (Е. бин Горион, 1980), первым ниспровергателем идолов был Авраам во времена царя Нимрода, разбивший на куски истуканов своего отца, сделанных из дерева и камня («У них нет обоняния, они не слышат и не говорят. У них есть рот, но они не говорят, у них есть глаза, но они не видят, у них есть руки, но они ничего не могут взять, у них есть ноги, но они не ходят. Значит, то же самое должно случиться и с теми, кто им поклоняется... И Авраам принес топор и разрубил идолов отца своего...»).
Согласно исламской традиции, в Мекке древние идолы попадали со своих постаментов, когда Амина, мать Магомета, родила пророка, или — опираясь на другое предание — они закачались уже в момент зачатия Магомета, чтобы впоследствии обрушиться окончательно. Основанием для этого, по-видимому, является пророчество Исайи (19,1): «Вот, Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы Египетские».
Поверженные идолы являются также атрибутами святых Юсты, Руфины и Сусанны. Их можно увидеть на православных иконах святого Николая.
По еврейским сказаниям (Е. бин Горион, 1980), первым ниспровергателем идолов был Авраам во времена царя Нимрода, разбивший на куски истуканов своего отца, сделанных из дерева и камня («У них нет обоняния, они не слышат и не говорят. У них есть рот, но они не говорят, у них есть глаза, но они не видят, у них есть руки, но они ничего не могут взять, у них есть ноги, но они не ходят. Значит, то же самое должно случиться и с теми, кто им поклоняется... И Авраам принес топор и разрубил идолов отца своего...»).
Смотрите также:
Кипарис
Кипарис, сегодня типичное «кладбищенское дерево», напротив, в античном Средиземноморье — символ и атрибут Крона (Сатурна), а также Асклепия (Эскулапа) и — вероятно, из-за формы кроны, напоминающей
Асфодель
Асфодель — похожее на лилию растение с темно-зелеными листьями и бледными цветками. По древнему преданию, произрастало в том числе и на лугах ада и радовало души умерших. Растение было посвящено
Земля
Земля, согласно классической традиции, это один из «четырех элементов», связанный со многими символическими идеями и понятиями («родная земля», «упасть на плодородную почву», «свести кого-либо в
Дерево
Поскольку корни дерева в земле, а ветви простираются к небу, то оно, как и человек, является отображением «существа двух миров» и созданием, находящимся между верхом и низом.
Саламандра
Саламандра, в символике и по народному поверью не амфибия из зоологии, а элементарное существо, живущее в элементе огня для того, чтобы тот не оставался неодушевленным и незащищенным. Парацельс
Борода и усы
Борода и усы — символ зрелой мужественности. Герои, цари и боги, если они уже не совсем молодые, всегда представлялись с бородой или усами. Египетская царица Хатшепсут, чтобы подчеркнуть ее