Борода и усы
Борода и усы — символ зрелой мужественности. Герои, цари и боги, если они уже не совсем молодые, всегда представлялись с бородой или усами. Египетская царица Хатшепсут, чтобы подчеркнуть ее положение, часто изображалась с искусственной бородкой-«эспаньолкой». При случае женщины носили татуировку в форме усов, примерно так же, как это было принято у древних японцев (у народа айну на севере страны). В Древнем Китае красная борода выражала храбрость и силу. В то время как среди китайцев мало людей с бородой и усами, на картинах и на сцене известные мужчины всегда ими украшались. В доколумбовой Центральной Америке также редко можно было встретить бородатых или усатых людей, но этими атрибутами наделялись отдельные боги, в частности, Кетцалькоатль (Кукулькан — у индейцев майя, что означает «замороженная змея»). И у культур андской Южной Америки есть изображения богов с длинными бородками-«эспаньолками», что может свидетельствовать о забытых контактах с европейскими чужеземцами. В искусстве античности вражеские кельты почти всегда изображались усатыми.
На острове Крит в минойский период мужчины не носили бороды. Во времена Гомера усы главным образом сбривались над верхней губой. В Риме бритье бороды и усов было обычным делом вплоть до правления императора Адриана и вновь возобновилось при Константине Великом. В византийский период императоры были безбородыми, в то время как священники Восточной церкви носили бороды. Западные священники, которые не желали демонстрировать главенствующую роль мужчины, почти всегда были безбородыми, в отличие от тех, кто принадлежал к некоторым орденам, и отшельников, которые рассматривали бритье как знак тщеславия. В искусстве раннехристианского периода Христос изображался (как ангел) в виде безбородого юнца. Утвердившаяся на сегодняшний день иконография Христа с длинными волосами на голове и бородкой появилась позже.
«Бородатой девой» из христианской легенды является святая Куммернус, которую называют также Вильгефортис или Либорада. В Вольто Санто в Лукке Христос изображен в длинной византийской одежде. Поэтому не знающие языка паломники увидели в этом изображении девушку, которая отказалась выйти замуж за языческого мужчину, не подчиняясь приказу своего отца. В ответ на ее молитву Бог обезобразил ее тем, что у нее на лице выросли борода и усы, из-за чего взбешенный отец велел распять ее на кресте («Куммернус» («Kummernus»), возможно, является перефразированием византийского имени «Комненос»). Как известно, в исламском регионе есть выражение: «Клянусь бородой пророка»; волосы бороды Мухаммеда почитаются как реликвия в городе Шринагар. То, что борода и мужское достоинство (pars prototo) отождествляются одно с другим также и на Западе, подтверждают некоторые обороты речи и, в частности, средневековая клятва: «Клянусь бородой» (своей честью), в то время как «спор вокруг бороды царя» следует понимать, по-видимому, как «спор вокруг козьей шкуры», в смысле упомянутого Горацием изречения, следует ли называть козью бороду шерстью или не следует.
На острове Крит в минойский период мужчины не носили бороды. Во времена Гомера усы главным образом сбривались над верхней губой. В Риме бритье бороды и усов было обычным делом вплоть до правления императора Адриана и вновь возобновилось при Константине Великом. В византийский период императоры были безбородыми, в то время как священники Восточной церкви носили бороды. Западные священники, которые не желали демонстрировать главенствующую роль мужчины, почти всегда были безбородыми, в отличие от тех, кто принадлежал к некоторым орденам, и отшельников, которые рассматривали бритье как знак тщеславия. В искусстве раннехристианского периода Христос изображался (как ангел) в виде безбородого юнца. Утвердившаяся на сегодняшний день иконография Христа с длинными волосами на голове и бородкой появилась позже.
«Бородатой девой» из христианской легенды является святая Куммернус, которую называют также Вильгефортис или Либорада. В Вольто Санто в Лукке Христос изображен в длинной византийской одежде. Поэтому не знающие языка паломники увидели в этом изображении девушку, которая отказалась выйти замуж за языческого мужчину, не подчиняясь приказу своего отца. В ответ на ее молитву Бог обезобразил ее тем, что у нее на лице выросли борода и усы, из-за чего взбешенный отец велел распять ее на кресте («Куммернус» («Kummernus»), возможно, является перефразированием византийского имени «Комненос»). Как известно, в исламском регионе есть выражение: «Клянусь бородой пророка»; волосы бороды Мухаммеда почитаются как реликвия в городе Шринагар. То, что борода и мужское достоинство (pars prototo) отождествляются одно с другим также и на Западе, подтверждают некоторые обороты речи и, в частности, средневековая клятва: «Клянусь бородой» (своей честью), в то время как «спор вокруг бороды царя» следует понимать, по-видимому, как «спор вокруг козьей шкуры», в смысле упомянутого Горацием изречения, следует ли называть козью бороду шерстью или не следует.
Смотрите также:
Крокодил
Использование в символике разных народов и культур образа крокодила достаточно объяснимо. В этом пресмыкающемся сочетается сила, ловкость, загадка и хитрость. Наиболее распространённые упоминания
Ягуар
Ягуар обладает наибольшим символизмом у индейцев Центральной Америки, традиции которых уходят корнями в древние культуры ацтеков и майя. В представлениях майя ягуар - повелитель зверей, существо
Бабочка
Бабочка — символическое насекомое во многих культурах, которое намекает, с одной стороны, на способность к метаморфозе и красоту, с другой стороны, также и на бренность радости. «Чудо переходящих
Гвоздика
Гвоздика (Dianthus, Диамантус) — цветок; известно около 300 видов в различных выведенных формах, ранее называлась «гвоздик», очевидно благодаря форме цветков. Поэтому гвоздика была символическим
Великан
Великаны в мировоззрении многих древних народов символизируют еще бесформенную первобытную природу до заселения ее культурными людьми и, соответственно, стадию первобытной дикости, подобную диким
Золото
Выражение «благородный металл» для золота (а также серебра) означает собственно «моральную» оценку материала, что отвечало поискам умирающей алхимии. Блестящий, неокисляющийся металл почти во всех