Создать акаунт

Борода и усы

Борода и усы — символ зрелой мужественности. Герои, цари и боги, если они уже не совсем молодые, всегда представлялись с бородой или усами. Египетская царица Хатшепсут, чтобы подчеркнуть ее положение, часто изображалась с искусственной бородкой-«эспаньолкой». При случае женщины носили татуировку в форме усов, примерно так же, как это было принято у древних японцев (у народа айну на севере страны). В Древнем Китае красная борода выражала храбрость и силу. В то время как среди китайцев мало людей с бородой и усами, на картинах и на сцене известные мужчины всегда ими украшались. В доколумбовой Центральной Америке также редко можно было встретить бородатых или усатых людей, но этими атрибутами наделялись отдельные боги, в частности, Кетцалькоатль (Кукулькан — у индейцев майя, что означает «замороженная змея»). И у культур андской Южной Америки есть изображения богов с длинными бородками-«эспаньолками», что может свидетельствовать о забытых контактах с европейскими чужеземцами. В искусстве античности вражеские кельты почти всегда изображались усатыми.
На острове Крит в минойский период мужчины не носили бороды. Во времена Гомера усы главным образом сбривались над верхней губой. В Риме бритье бороды и усов было обычным делом вплоть до правления императора Адриана и вновь возобновилось при Константине Великом. В византийский период императоры были безбородыми, в то время как священники Восточной церкви носили бороды. Западные священники, которые не желали демонстрировать главенствующую роль мужчины, почти всегда были безбородыми, в отличие от тех, кто принадлежал к некоторым орденам, и отшельников, которые рассматривали бритье как знак тщеславия. В искусстве раннехристианского периода Христос изображался (как ангел) в виде безбородого юнца. Утвердившаяся на сегодняшний день иконография Христа с длинными волосами на голове и бородкой появилась позже.
«Бородатой девой» из христианской легенды является святая Куммернус, которую называют также Вильгефортис или Либорада. В Вольто Санто в Лукке Христос изображен в длинной византийской одежде. Поэтому не знающие языка паломники увидели в этом изображении девушку, которая отказалась выйти замуж за языческого мужчину, не подчиняясь приказу своего отца. В ответ на ее молитву Бог обезобразил ее тем, что у нее на лице выросли борода и усы, из-за чего взбешенный отец велел распять ее на кресте («Куммернус» («Kummernus»), возможно, является перефразированием византийского имени «Комненос»). Как известно, в исламском регионе есть выражение: «Клянусь бородой пророка»; волосы бороды Мухаммеда почитаются как реликвия в городе Шринагар. То, что борода и мужское достоинство (pars prototo) отождествляются одно с другим также и на Западе, подтверждают некоторые обороты речи и, в частности, средневековая клятва: «Клянусь бородой» (своей честью), в то время как «спор вокруг бороды царя» следует понимать, по-видимому, как «спор вокруг козьей шкуры», в смысле упомянутого Горацием изречения, следует ли называть козью бороду шерстью или не следует.


Смотрите также: