Великан
Великаны в мировоззрении многих древних народов символизируют еще бесформенную первобытную природу до заселения ее культурными людьми и, соответственно, стадию первобытной дикости, подобную диким людям. Основное умозрительное суждение, очевидно, заключается в том, что до обладания богатствами культуры только человекоподобные существа огромной физической силы могли справиться с несправедливостью окружающего мира. Находки огромных костей ископаемых животных могли также вызвать представление о том, что они принадлежали доисторическим великанам (такова теория венского палеонтолога О. Абеля, 1875—1946). Строительство доисторических мегалитических сооружений также, может быть, приписывалось великанам. В греческой мифологии идет речь о гигантах и титанах, которые были побеждены богами, в то время как в северогерманской мифологии говорится о турсах и етунах, которые были врагами богов (асов) и людей. Более древние мифологические школы видят в великанах олицетворение разрушительных стихий природы, например, виновников лавин, камнепадов или землетрясений, истолковывая тем самым битвы богов и героев с этими чудовищами как выражение утверждения человека в борьбе против стихий.
В древних мифах доколумбовой Америки о сотворении мира тоже идет речь о поколениях великанов, которые представляют собой неудачные проекты божественных творцов и которые уничтожались катастрофами. Часто двуполые великаны (андрогины) убивались божественными существами, разрубались на куски и использовались в качестве строительного материала для мироздания, например, Имир северных германов. В легендах великаны чаще всего являются бестолковыми злыми образами, которые побеждаются героями благодаря мужеству и хитрости (например, циклоп Полифем Одиссеем), при этом их хитрость в анекдотической народной традиции часто принимает веселые черты. В традиционных шествиях масок великаны часто находятся в конфронтации с карликами (например, «Самсон» в Лунгау Зальцбурга).
Теория Эдгара Дака (1878—1945) гласит, что легенды о великанах и драконах уходят корнями в древнее воспоминание о доисторических эпохах. Впечатления об огромных рептилиях из эпох ранней истории Земли должны были укорениться в генетической массе предков человека.
В древних мифах доколумбовой Америки о сотворении мира тоже идет речь о поколениях великанов, которые представляют собой неудачные проекты божественных творцов и которые уничтожались катастрофами. Часто двуполые великаны (андрогины) убивались божественными существами, разрубались на куски и использовались в качестве строительного материала для мироздания, например, Имир северных германов. В легендах великаны чаще всего являются бестолковыми злыми образами, которые побеждаются героями благодаря мужеству и хитрости (например, циклоп Полифем Одиссеем), при этом их хитрость в анекдотической народной традиции часто принимает веселые черты. В традиционных шествиях масок великаны часто находятся в конфронтации с карликами (например, «Самсон» в Лунгау Зальцбурга).
Теория Эдгара Дака (1878—1945) гласит, что легенды о великанах и драконах уходят корнями в древнее воспоминание о доисторических эпохах. Впечатления об огромных рептилиях из эпох ранней истории Земли должны были укорениться в генетической массе предков человека.
Смотрите также:
Дикие люди
Дикие люди играют значительную роль в традиционной символике и геральдике. Они считаются олицетворением необузданной природы перед заселением ее культурными людьми и в связи с этим сравниваются с
Ад
Ад — традиционный антипод неба. Это понятие произошло от представления о темном нижнем мире (см. Пещера). Благодаря теологически обоснованному образу — это место наказания почивших грешников, где они
Ведьма
Ведьм в сказаниях, сказках, мифах и во взгляде на их символическую форму прежде всего не надо связывать с ужасающей действительностью центральноевропейских гонений на ведьм. У бесчисленных
Дракон
Драконы дают в мире образов многих народов важный основополагающий материал огромной символической силы. Повсеместно они изображаются в виде рептилий, напоминающих крылатых крокодилов или гигантских
Кентавр
Кентавр – существо из древних мифов, представляющее собой получеловека – полулошадь, появившуюся в результате совокупления верховного бога Зевса с магнезийскими кобылами. По другой версии, кентавр
Бык
Бык — во многих древних культурах символ большой настойчивости. Изображения диких быков наряду с дикими лошадьми являются важнейшим мотивом пещерных рисунков в культовых гротах эпохи палеолита (зубр