Иов
Иов, также Иоб, Ийоб, Гиоб, — библейская символическая фигура, в результате тяжких искушений и ударов судьбы прошедшая проверку в вере Господней и не последовавшая по пути потрясенного человечества, воспринимающего смысл деяний Бога и дьявола только как «испытание личности», для проверки праведности верующего.
Драматической канвой Книги Иова служит древнее сказание о том, как Яхве спорил с коварным Сатаной, одним из небесных духов, о бескорыстной праведности некоего Иова. Хотя Иов по предложению Сатаны и был лишен благословения Яхве и потерял все свои земные блага, детей и здоровье, он остался верен и покорен Яхве. «Господь дал, Господь взял; да будет имя Господне благословенно!» (1,21).
«А я знаю, Искупитель мой жив» (19, 25). Иов осознает, что ему нельзя спорить с Богом, а страдалец познал божественную непостижимую мудрость, и Господь его благословляет, воздавая ему вдвойне за то, что тот потерял. Он еще после этого прожил 140 лет и видел своих детей и детей своих детей до четвертого колена. В Средние века Книга Иова особо охранялась, как говорится в молитве для усопших: «Спаси, о Господи, его душу, как ты спас Иова от его мук». Типологическое понимание предвосхищения новозаветных событий в Ветхом Завете делает жалкого, осмеянного друзьями Иова прообразом подвергавшегося насмешкам страстотерпца Иисуса Христа, тогда как подтрунивавшие друзья символизируют еретиков. Разбитый проказой, тогда уже причисленный к лику святых, Иов неоднократно считался защитником пациентов госпиталей, особенно лепрозорных (см. Лазарь).
Драматической канвой Книги Иова служит древнее сказание о том, как Яхве спорил с коварным Сатаной, одним из небесных духов, о бескорыстной праведности некоего Иова. Хотя Иов по предложению Сатаны и был лишен благословения Яхве и потерял все свои земные блага, детей и здоровье, он остался верен и покорен Яхве. «Господь дал, Господь взял; да будет имя Господне благословенно!» (1,21).
«А я знаю, Искупитель мой жив» (19, 25). Иов осознает, что ему нельзя спорить с Богом, а страдалец познал божественную непостижимую мудрость, и Господь его благословляет, воздавая ему вдвойне за то, что тот потерял. Он еще после этого прожил 140 лет и видел своих детей и детей своих детей до четвертого колена. В Средние века Книга Иова особо охранялась, как говорится в молитве для усопших: «Спаси, о Господи, его душу, как ты спас Иова от его мук». Типологическое понимание предвосхищения новозаветных событий в Ветхом Завете делает жалкого, осмеянного друзьями Иова прообразом подвергавшегося насмешкам страстотерпца Иисуса Христа, тогда как подтрунивавшие друзья символизируют еретиков. Разбитый проказой, тогда уже причисленный к лику святых, Иов неоднократно считался защитником пациентов госпиталей, особенно лепрозорных (см. Лазарь).
Смотрите также:
Каин
Каин — библейская символическая фигура братоубийцы, который совершил свое преступление, потому что был возмущен и рассержен пренебрежением Бога-творца по отношению к его жертве. Он убил своего брата
Аист
Хотя Библия и относит всех птиц на длинных ногах к «нечистым животным» (см. Ибис), в большинстве случаев аист рассматривается как счастливый символ, в основном потому, что он истребляет змей. В
Девять
Девять — среди символических чисел возведенное в степень число три. Имело значение в первую очередь в религии и космологии Древнего Египта, где речь шла о божественных системах под названием
Иерусалим
Иерусалим (по-еврейски Jeruschalayim, Иру-шалайм, что означает «жилище мира») — главный город с точки зрения библейского понимания истории и господствующее символическое место для иудаизма,
Шесть (6)
Шесть — одно из менее значительных чисел. Как шестой день, в который был сотворен мир, на «седьмой день» Господь «почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Первая книга Моисеева, 2, 3).
Молния
Символ творческой силы. Громовержцами, властителями молний, были, как правило, верховные боги (греческий Зевс, римский Юпитер, славянский Перун; в скандинавской традиции, однако, властителем молнии