Каин
Каин — библейская символическая фигура братоубийцы, который совершил свое преступление, потому что был возмущен и рассержен пренебрежением Бога-творца по отношению к его жертве. Он убил своего брата Авеля, чья жертва была принята благосклонно. (В Первой книге Моисеевой не объяснена причина такой различной оценки жертвенных даров.) Братоубийство, совершенное сыном Адама и Евы, в средневековом искусстве часто бралось в качестве примера, причем Каин рассматривался как прототип еврейского народа, убившего Спасителя (невзирая на то, что он сам был евреем). Авель же, напротив, будучи невинной жертвой, воспринимался как прообраз Иисуса Христа, «доброго пастыря». Каин должен был «скитаться и стать изгнанником на земле». Но убить его из мести было нельзя, так как Бог, возложив на него «знак Каина», защитил его, и, поселившись к «востоку от Эдема», он стал родоначальником людей творческого склада, таких как Тувалкаин, «который был ковачом всех орудий из меди и железа» (Первая книга Моисеева 4, 22).
С точки зрения христиан, странным и неприемлемыми является содержащийся в гностическом зашифрованном тексте Откровения Иоанна Богослова символический миф, согласно которому (находка Наг-Хаммади) Адам произвел на свет два существа — Яхве, с лицом медведя, и Элохима, с лицом кошки. «Это были те, которые во всех родах человеческих назывались Каинами и Авелями». Их имена являются именами Бога Ветхого Завета, причем Элохим характеризуется как праведник, а Яхве — как неправедник. Они господствуют над четырьмя элементами материи: Элохим распоряжается огнем и ветром, а Яхве — водой и землей. Только сын Адама Сиср представляет среди его потомков спасенное человечество, в связи с чем гностики этого направления называются еще и «сисрианами». Каин в виде «Яхве — Медвежье лицо» рассматривается как правитель более тяжелых и оскверненных материей элементов.
В загадочном народном магическом культе «Дианы», согласно Леланду, над не знающим покоя Каином произносилось следующее заклинание: «Я заклинаю тебя, о Каин, что ты никогда не найдешь покоя и мира, пока не получишь освобождения от Луны, которая является твоей тюрьмой, я умоляю тебя, дай мне узнать мою судьбу». (Каин, по-видимому, представлялся здесь как «человек на Луне».)
С точки зрения христиан, странным и неприемлемыми является содержащийся в гностическом зашифрованном тексте Откровения Иоанна Богослова символический миф, согласно которому (находка Наг-Хаммади) Адам произвел на свет два существа — Яхве, с лицом медведя, и Элохима, с лицом кошки. «Это были те, которые во всех родах человеческих назывались Каинами и Авелями». Их имена являются именами Бога Ветхого Завета, причем Элохим характеризуется как праведник, а Яхве — как неправедник. Они господствуют над четырьмя элементами материи: Элохим распоряжается огнем и ветром, а Яхве — водой и землей. Только сын Адама Сиср представляет среди его потомков спасенное человечество, в связи с чем гностики этого направления называются еще и «сисрианами». Каин в виде «Яхве — Медвежье лицо» рассматривается как правитель более тяжелых и оскверненных материей элементов.
В загадочном народном магическом культе «Дианы», согласно Леланду, над не знающим покоя Каином произносилось следующее заклинание: «Я заклинаю тебя, о Каин, что ты никогда не найдешь покоя и мира, пока не получишь освобождения от Луны, которая является твоей тюрьмой, я умоляю тебя, дай мне узнать мою судьбу». (Каин, по-видимому, представлялся здесь как «человек на Луне».)
Смотрите также:
Иуда
Иуда, предавший Иисуса его врагам, так сильно раскаивался в своем злодеянии, что от горя повесился и таким образом стал символической фигурой для обозначения всех предателей. Так, например,
Монограмма Иисуса Христа
Монограмма Иисуса Христа (Хрисмон, (Chrismon) — монограмма из греческих начальных букв слова «Христос», X («хи») и Р («ро»), — буквенный символ христианства со времени Константина Великого,
Давид
Давид — не только знаменательная личность ветхозаветной истории, но и известная символическая фигура в искусстве. Он жил в X в. до н.э., был оруженосцем и играл на арфе у царя Саула, а позже сам стал
Козел
Козел, в отличие от своего подобия женского рода, козы, — весьма символическая фигура, истолковываемая чаще всего с негативным оттенком. В то время как дохристианские символические системы почитали
Содом и Гоморра
Содом (Содома) и Гоморра — в Ветхом Завете названия двух городов ханаанцев в Иорданской впадине, которые погибли в результате Божьего наказания за грехи; они упоминаются также Страбоном (63 — 19
Вино
Вино в традиционной символике редко бывает как-то связанным с опьянением, а является, так как обычно разбавляется водой, в истинном смысле «духовным напитком», жидкостью, наполненной огнем жизни.