Единорог
Единорог, (лат. unicornus, уникорнус) — вымышленное животное, занимающее важное место в античной и средневековой символике. Оно изображалось в образе белого парнокопытного оленя с лошадиной гривой и винтообразно закрученным рогом на лбу. В своих трудах древнегреческий историк Ктесий Рнидский (ок. 400 г. до н.э.) выводит происхождение носорога от дикого зверя с единственным рогом, наделенным целебной силой, что,вероятно, является следствием неточного описания индийского панцирного носорога.
Скотоводы могли также получать искусственным способом «однорогих быков» посредством выполнения определенных действий: они натягивали роговые выступы на коже лба теленка один на другой и давали им возможность зажить и срастись. Рог носорога считался средством, увеличивающим потенцию, и являлся фаллическим символом. В западноевропейской иконографии вырастающий изо лба животного рог обозначали как вместилище духа и таким образом одухотворяли его первоначальное значение как простого секс-символа. Впоследствии единорог олицетворял чистоту и силу. На средневековых миниатюрах и коврах показывается, что поймать его возможно лишь с помощью непорочной девственницы, в подоле которой он доверчиво прячется, где охотники ловят его и предают смерти. Он становится символом как непорочного зачатия Девы Марии, так и более поздней крестной смерти Спасителя. Появляющийся ангел Гавриил с благой вестью иногда изображается в виде охотника, который гонит навстречу деве Марии «украшенного драгоценностями единорога», удерживаемого охотничьими поясами, которые называются «вера, надежда, любовь» или, согласно перечню добродетелей, именуются как честность, справедливость, мир и милосердие. В данной иконографии Мария находится в огороженном саду (лат. hortus conclusus, хортус конклюзус) или за живой изгородью из роз (как изображено, например, на коврах в музее Клюни в Париже).
Христианское символическое значение единорога восходит к античным легендам и раннехристианским духовным текстам, которые позднее, в средневековых книгах о животных (бестиариях), предстают уже в приукрашенном виде. Часто говорится о якобы целебной силе его рога, использующегося как противоядие: порошок истолченного рога способствует быстрому заживлению ран. Подобные рога «единорога», а в действительности клыки североатлантического морского млекопитающего нарвала (Monodon monodon), добываемого в водах Исландии и Гренландии, выставлялись не только в кунсткамерах, но и уже в аптеках эпохи Ренессанса. В раннехристианском анонимном труде «Физиолог» («Physiologus») действие этих рогов как противоядия описывалось следующим образом: «До того как звери приходят на водопой, выползают змеи и сплевывают свой яд в воду. Звери, которые знают, что в воде есть яд, не отваживаются пить ее и ждут, когда придет единорог. Он приходит, погружается в озеро и очерчивает своим рогом крест, что разрушает действие ядов. После того как единорог напился сам, могут пить воду и другие животные». На этом примере очевидно показано легендарное воплощение веры в чудесную силу рогов единорога.
Впрочем, в средневековом сборнике «Геста Романорум» (Gesta romanorum) слон играет такую же роль, какая приписывалась единорогу. Там говорится об одном короле, который захотел убить слона и для этого приказал двум красивым невинным девушкам отправиться в лес и петь сладкозвучные песни. Услышав эти песни, слон заснул в подоле одной из девушек, тогда другая убила его мечом. Король же после этого окрасил свою мантию в крови убитого слона. Неясно, какое животное, упоминаемое в Библии, впоследствии было названо единорогом. Вероятно, речь шла о диком буйволе, имя которого при переводе передалось как единорог (греч. «моноцерос»). Так, например, в псалме 22, 22 говорится: «И выхватил меня из львиной пасти, и спас от рогов единорогов». Китайский единорог (ку-линь, хи-линь) напоминает европейского собрата лишь отчасти. Его ассоциируют с оленеподобным животным, покрытым чешуей, с бычьим хвостом и покрытым мехом рогом во лбу. Это животное является символом кротости, счастья и удачи, прежде всего для детей, так называемый символ «сыновья». Известное на Западе сочетание единорог — девственница соответствует в Китае представлению о восседающей на лежащем единороге кроткой богине Куань-юнь. В картине мира алхимиков единорог символизирует праэссенцию ртути, которая, соединяясь со львиным сулъфуром, должна образовать более прочное соединение. В геральдике единорог изображается как парнокопытная бородатая лошадь с винтообразным рогом во лбу, но берет на себя роль герба редко (гербы Блюденца Форарльберга).
Более часто единорог изображается в паре с поддерживающими щит львами, как, например, на государственном гербе Великобритании.
Скотоводы могли также получать искусственным способом «однорогих быков» посредством выполнения определенных действий: они натягивали роговые выступы на коже лба теленка один на другой и давали им возможность зажить и срастись. Рог носорога считался средством, увеличивающим потенцию, и являлся фаллическим символом. В западноевропейской иконографии вырастающий изо лба животного рог обозначали как вместилище духа и таким образом одухотворяли его первоначальное значение как простого секс-символа. Впоследствии единорог олицетворял чистоту и силу. На средневековых миниатюрах и коврах показывается, что поймать его возможно лишь с помощью непорочной девственницы, в подоле которой он доверчиво прячется, где охотники ловят его и предают смерти. Он становится символом как непорочного зачатия Девы Марии, так и более поздней крестной смерти Спасителя. Появляющийся ангел Гавриил с благой вестью иногда изображается в виде охотника, который гонит навстречу деве Марии «украшенного драгоценностями единорога», удерживаемого охотничьими поясами, которые называются «вера, надежда, любовь» или, согласно перечню добродетелей, именуются как честность, справедливость, мир и милосердие. В данной иконографии Мария находится в огороженном саду (лат. hortus conclusus, хортус конклюзус) или за живой изгородью из роз (как изображено, например, на коврах в музее Клюни в Париже).
Христианское символическое значение единорога восходит к античным легендам и раннехристианским духовным текстам, которые позднее, в средневековых книгах о животных (бестиариях), предстают уже в приукрашенном виде. Часто говорится о якобы целебной силе его рога, использующегося как противоядие: порошок истолченного рога способствует быстрому заживлению ран. Подобные рога «единорога», а в действительности клыки североатлантического морского млекопитающего нарвала (Monodon monodon), добываемого в водах Исландии и Гренландии, выставлялись не только в кунсткамерах, но и уже в аптеках эпохи Ренессанса. В раннехристианском анонимном труде «Физиолог» («Physiologus») действие этих рогов как противоядия описывалось следующим образом: «До того как звери приходят на водопой, выползают змеи и сплевывают свой яд в воду. Звери, которые знают, что в воде есть яд, не отваживаются пить ее и ждут, когда придет единорог. Он приходит, погружается в озеро и очерчивает своим рогом крест, что разрушает действие ядов. После того как единорог напился сам, могут пить воду и другие животные». На этом примере очевидно показано легендарное воплощение веры в чудесную силу рогов единорога.
Впрочем, в средневековом сборнике «Геста Романорум» (Gesta romanorum) слон играет такую же роль, какая приписывалась единорогу. Там говорится об одном короле, который захотел убить слона и для этого приказал двум красивым невинным девушкам отправиться в лес и петь сладкозвучные песни. Услышав эти песни, слон заснул в подоле одной из девушек, тогда другая убила его мечом. Король же после этого окрасил свою мантию в крови убитого слона. Неясно, какое животное, упоминаемое в Библии, впоследствии было названо единорогом. Вероятно, речь шла о диком буйволе, имя которого при переводе передалось как единорог (греч. «моноцерос»). Так, например, в псалме 22, 22 говорится: «И выхватил меня из львиной пасти, и спас от рогов единорогов». Китайский единорог (ку-линь, хи-линь) напоминает европейского собрата лишь отчасти. Его ассоциируют с оленеподобным животным, покрытым чешуей, с бычьим хвостом и покрытым мехом рогом во лбу. Это животное является символом кротости, счастья и удачи, прежде всего для детей, так называемый символ «сыновья». Известное на Западе сочетание единорог — девственница соответствует в Китае представлению о восседающей на лежащем единороге кроткой богине Куань-юнь. В картине мира алхимиков единорог символизирует праэссенцию ртути, которая, соединяясь со львиным сулъфуром, должна образовать более прочное соединение. В геральдике единорог изображается как парнокопытная бородатая лошадь с винтообразным рогом во лбу, но берет на себя роль герба редко (гербы Блюденца Форарльберга).
Более часто единорог изображается в паре с поддерживающими щит львами, как, например, на государственном гербе Великобритании.
Смотрите также:
Слон
Слон — животное, имеющее положительное символическое значение. В Азии его приручают, чтобы на нем мог ездить царь. Слон также высоко ценится благодаря своему уму. Белый слон возвестил о рождении
Лебедь
Лебедь — символ чистоты, непорочности, мудрости, гордого одиночества, но также смерти (распространенный в античной традиции образ двух лебедей у кипариса, к которому прислонена лира, подчеркивает
Дуб
Среди прочих деревьев дуб выделялся большой символической силой. Благодаря твердости своей древесины он считался символом бессмертия и прочности. До нашего времени сохранилась поговорка о том, что
Гиена
Гиена — животное, образ которого наделялся антропоморфными чертами и имел отрицательное значение. Само слово «гиена» (греч. «хийана» от hys — свинья) характеризует это существо как грязного
Верблюд
Это животное, которое своей неприхотливостью обеспечило людям возможность передвигаться по пустыням Азии и Северной Африки и сделало их проходимыми, играет в символике двоякую роль. Неудивительно,