Диамант — жемчужины мудрости
1 755
Не нравится 0 Нравится

Гора


Гора — широко известный в мире символ близости Бога. Она возвышается над повседневной равниной человечества и простирается до неба. Окутанная облаками вершина будит фантазию, и прежде всего вулканы выглядят как жуткие, внушающие почтительное уважение места, ведущие в неведомый мир. Священные горы или горы божественного откровения (Фудзияма, Эльбрус, Синай, Хореб, Табор, Кармель, Гарицим, Кайлаш, Олимп...) стали в значительной мере символами божественной власти и таковыми изображались в искусстве. Космос часто представлялся в виде горы со ступенчатыми террасами, как, например, гора мира «Меру» в индийском искусстве, и в виде ступенчатых пирамид (например, Боробудур, Ява). Олимпийскими горами в архитектурном воплощении были также и зиккураты в Древней Месопотамии. Походы паломников к святым горам символизировали постепенное, шаг за шагом, освобождение от будничной жизни и духовное восхождение. Так, испанский мистик Хуан де ла Грус (1542—1591) называет свой путь к Богу «восхождением на гору Кармель».
Такие походы паломников широко распространены; так, в Кэртнене обычным является трудное «паломничество к четырем горам», в Японии ежегодно примерно 200 000 паломников тянутся к вершине горы Фудзисан (Фудзияма) или совершают жертвоприношения у одной из бесчисленных святых башен «Шинто» у ее подножия. В Древней Мексике пользовалась известностью гора Тлалос в массиве Ичтак-Сихуатл, на которой стоял идол одноименного бога дождя; на его вершину возлагались семена всех полевых культур, чтобы повышать плодородие. Таким образом, гора, с одной стороны, была ближе к небу, чем окружающая ее земля, уже поэтому ее можно был представить как место обитания богов; с другой — на ней часто собирались облака, из которых вниз устремлялся дождь. Горные вершины представлялись как символы чего-то возвышенного поверх «повседневной равнины», как гора на далеком севере под Полярной звездой, вокруг которой кружат другие звезды, — так представляется чаще всего и ось мира. Древнекитайская система мира знает пять священных гор, ориентирующихся по четырем сторонам света (включая места в центре). Особо почитается нагорье К'ун-лун (K'un-lun) «с девятью этажами». На изображениях мира горы с облаками символизируют сушу, на которой прежде правили попеременно Инь и Ян. Зубцы облаков и фризы звездного неба увенчивали многократно также и пирамиды храмов доколумбовой Мексики, которые воспринимались как искусственные горы, на которых живут боги.
В христианской иконографии мировой судья конца света изображается часто сидящим на облачной горе. Все другие горы, однако, должны быть символично снесены, под чем, вероятно, следует понимать сознательное отступление от языческих культов гор. Нет ничего удивительного, что после завершения миссионерской деятельности Центральной Европы старые святыни рассматривались как места сбора злых духов; в них якобы ведьмы под предводительством дьявола справляли свои кощунственные ритуалы (например, на Блоксберге или Брокене в Гарце). Возможно, однако, в противовес дохристианским культам, на горных вершинах строились церкви или капеллы (часовни). Устанавливаемые в теперешнее время на вершинах гор кресты также являются выражением чувства близости божества.
Библейская святая гора par exellence — это «гора Синай» во время откровения Господнего Моисею. Тот получает приказ: «Проведи границу вокруг народа, и скажи: остерегайтесь забираться на гору, даже просто касаться ее ногой. Каждый, кто коснется горы, будет наказан смертью. Ни одна рука не должна коснуться горы. Если же кто сделает это, тот будет побит камнями или пронзен стрелами; будь то зверь или человек, никто не останется живым. Лишь когда протрубит рог (Гофар), только тогда вы должны подниматься на гору». В Библии холм Сион в области Иерусалима, завоеванного евреями, носит ранг родного города Божьей Светлости. После Страшного суда «говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа — горою святыни» (Захарий, 8, 3). Однако для религиозного сообщества самаритов (самарян) это место заняла гора Гарицим, на вершине которой рос лес и били источники, что сравнимо было с раем. В символическом видении мира для приверженцев обеих групп существует свой собственный холм — «гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами» Исайя, 2, 2).
В Средние века в легенде о Граале гора Мон Савадж (Mont Savage, Montsalvatge) заняла место увенчанной градом Горы Божьей.