Лабиринт
Лабиринт — это своеобразное сооружение со сложным переплетением дорожек, которое первоначально выстраивалось в виде спиралевидных петель или лиандров вокруг системы координат. Распространение лабиринтов, сконструированных подобным образом, во всем мире заставляет предполагать, что они имели значение культовых символов и в пределах небольшого пространства демонстрировали длинный и трудный путь (посвящения?).
В более ранние времена эти лабиринты как будто бы графически фиксировали определенные культовые танцы. Так, например, в античный период они помимо других форм выкладывались в виде мозаики на полу, а в Скандинавии, и прежде всего на острове Гоптланд, — в виде сооружений из следующих друг за другом камней. В средневековых соборах они символически изображали путь паломников в священную страну, который верующий проделывал на коленях, читая молитвы . Лабиринт на полу собора в Шартре имеет диаметр в 12 метров, а путь, который следует проделать, составляет примерно 200 метров. Во многих сказаниях и мифах других народов тоже идет речь о лабиринтах, дороги которых должен был пройти герой, чтобы достичь великой цели. Сказание о герое Тесее, убившем в лабиринте на Крите Минотавра — помесь быка и человека, тоже указывает на особый символический характер лабиринта, связанный с посвящением во что-либо. В более позднее время, и прежде всего в эпоху барокко и рококо, лабиринты, первоначально конструировавшиеся по прозрачной схеме, превратились в запутанные сооружения из подстриженных живых изгородей, которые предназначались всего лишь для развлечения посетителей парков.
В психологическом смысле лабиринт представляет собой выражение «поиска середины» и может быть сопоставим с незаконченной формой мандалы.
В более ранние времена эти лабиринты как будто бы графически фиксировали определенные культовые танцы. Так, например, в античный период они помимо других форм выкладывались в виде мозаики на полу, а в Скандинавии, и прежде всего на острове Гоптланд, — в виде сооружений из следующих друг за другом камней. В средневековых соборах они символически изображали путь паломников в священную страну, который верующий проделывал на коленях, читая молитвы . Лабиринт на полу собора в Шартре имеет диаметр в 12 метров, а путь, который следует проделать, составляет примерно 200 метров. Во многих сказаниях и мифах других народов тоже идет речь о лабиринтах, дороги которых должен был пройти герой, чтобы достичь великой цели. Сказание о герое Тесее, убившем в лабиринте на Крите Минотавра — помесь быка и человека, тоже указывает на особый символический характер лабиринта, связанный с посвящением во что-либо. В более позднее время, и прежде всего в эпоху барокко и рококо, лабиринты, первоначально конструировавшиеся по прозрачной схеме, превратились в запутанные сооружения из подстриженных живых изгородей, которые предназначались всего лишь для развлечения посетителей парков.
В психологическом смысле лабиринт представляет собой выражение «поиска середины» и может быть сопоставим с незаконченной формой мандалы.
Смотрите также:
Игра
Игры — это бесцельные, доставляющие удовольствие, добровольные виды деятельности, которые протекают по определенным правилам и скрывают в себе забытые в настоящее время символические значения. При
Гора
Гора — широко известный в мире символ близости Бога. Она возвышается над повседневной равниной человечества и простирается до неба. Окутанная облаками вершина будит фантазию, и прежде всего вулканы
Сфинкс
Сфинкс — греческое название получеловека-полульва, которое особенно прославилось благодаря скульптурному изображению высотой 57 м в Гизе. Вопреки фантастическим гипотезам, статуя создана не в древние
Кадуцей
Кадуцей, жезл Меркурия (греч. Карикейон или Керикейон) — символ бога Меркурия (греч. Гермес), герольда богов. Он состоит из волшебного или геральдического стержня, вокруг которого симметрично
Козел
Козел, в отличие от своего подобия женского рода, козы, — весьма символическая фигура, истолковываемая чаще всего с негативным оттенком. В то время как дохристианские символические системы почитали
Ключ
Ключ, которым можно закрывать или открывать, — символическое приспособление, которое характеризует также «освобождающую или связывающую власть» носителя. Со ссылкой на Евангелие от Матфея (16, 19)