Орёл
Орел, «царь птиц», известен как символ всесокрушающей власти и обороноспособности, отсюда в первую очередь это геральдический символ, представленный на многих гербах и государственных эмблемах. Для симметрии изображается часто с двумя головами (двуглавый орел). Античные книги о животных приписывают ему способность смотреть на солнце не мигая и взлетать на недоступные взору человека участки неба. Древневавилонский текст, к сожалению лишь фрагментарно, повествует о небесном путешествии несомого орлом царя Этаны. Согласно сообщениям из античных источников, при погребении царя существовал обычай одновременно со сжиганием трупа выпускать орла, символизировавшего душу умершего, устремляющуюся к богам. В сирийском городе Пальмира орел олицетворял собой бога Солнца. Ему приписывали способность омолаживаться, как птица Феникс (в том числе путем троекратного погружения в воду — отсюда орел является символом освящения и изображается на купели). Его полет в вышине сравнивался с вознесением Христовым. И солнце также омолаживает его — это свидетельство благословенного действия духовного сияния.
Как истребитель змей и драконов орел является символом победы света над властью тьмы; изображения орла со змеей в клюве можно встретить во многих культурах. На готических застекленных окнах можно увидеть орла, несущего ввысь своих еще неоперившихся птенцов, чтобы научить их видеть свет солнца. В христианской иконографии он является символом евангелиста Иоанна, атрибутом вознесшегося к небесам пророка Илии и воскресшего Христа. Он наделяется всегда только положительными качествами (силой, обновлением, созерцательностью, зоркостью взгляда, царской сущностью), что сделало его в античные времена атрибутом Юпитера. С принятием христианства он олицетворяет добродетель справедливости, но и приписывались грехи высокомерия, по всей видимости, по причине устремленного вдаль взгляда, который как будто игнорирует все, что находится вблизи. В масонской символике двуглавый орел с одной, покрывающей обе головы короной, и мечом, который держат обе лапы в горизонтальном положении, является символом 33-й степени шотландского ритуала (девиз: Deus meumque ius, то есть: Бог и мое право).
«Quauhtli» (орел) — обозначение пятнадцатого (из двадцати) дневного символа в календаре ацтеков. Родившимся под этим знаком сопутствуют воинствующие качества, но в то же время и склонность к разбою и воровству. «Орел» и «Ягуар» — так назывались у ацтеков два «ордена» элитных военных подразделений. Эти животные олицетворяли дуалистическую систему небесных полярных сил (Солнце и Звезды) на земле и представляли собой, с одной стороны, самую большую птицу, а с другой — самого крупного наземного хищного животного Мексики. Богиня Цихуакоатл (женщина-змея) имела также прозвище Quauh-Cihuatl (Куаух-Цизу-атл) — жена орла. Она была украшена короной из орлиных перьев и считалась предводительницей женщин, умерших во время родов (рождение ребенка приравнивалось к захвату пленного и расценивалось как военная акция).
В Древнем Китае орел был символом силы и мощи (ying, юинг, орел, произносится так же, как «герой»). Сидящий на скале орел трактовался как одиночный воин, орел на сосне — это символ долголетия и нерушимой силы. Орел, побеждающий змею, происходит от индийской Гаруды, что напоминает также изображение герба столицы ацтеков Теночтитлана (теперешний Мехико-Сити).
И у живущих в Центральной Азии гуннов (хзиунгну) орел был олицетворением власти и господства.
В европейской геральдике наряду со львом часто появляется, как правило, стилизованное изображение орла. Именно его воспетые героические качества способствовали тому, что многие правители делали его своим гербовым символом, как, например, немецкие (герцоги Баварии, Силезии и Австрии, маркграфы Бранденбурга) и польские короли. Стремление к сохранению симметрии при воспроизведении плоского изображения в анфас уже довольно рано привело к его образному представлению как двуглавого «двойного орла», которого позаимствовали из древневосточных культур. С 1433 г. такое изображение появилось на гербе кайзера Священной Римской империи. После ее распада (1806) орел стал символом Австрийской империи (до 1919-го), царской России (до 1917-го), сербских королей и — по сегодняшний день — частью албанского государственного герба. Двуглавость связывается с двояким титулом правителя: «Кайзер Священной Римской империи» и «германский король». Трехглавого орла с двумя головами на концах крыльев использовал в качестве гербового изображения миннезингер Рейнмар фон Цветер. Историк геральдистики А.Г. Беклер в 1688 г. сопоставил слова «орел» («Adler») и «дворянство» («Adel») и, рифмуя их, писал следующее: «Дворянство проистекает от королевского орла, потому, где нет орла, там не может быть и дворянства. Королевский орел — лучший защитник дворянства, а тень от орлиных крыльев на пользу лишь орлу». В другом месте Бёклер указывает: «Орел — царь среди пернатых, он может смотреть на солнце острым взглядом, он никогда не упустит свою добычу, он способен омолаживаться и может летать выше всех, и наблюдающие его полет всегда усматривают в нем предвестника будущей победы. И когда Ромул впервые увидел на Авентине орла, то он воспринял его как предвестника радостного события, после чего повелел вместо знамени нести перед войском орла. Все породы орлов — хищные птицы, и лишь самые маленькие из них и самые никудышные нападают на угрей. Орел не является персонификацией Его Королевского Высочества, это — герб Римской империи. Орел в золотом обрамлении обозначает Господа Бога, звезда которого ярко сияет, и он вносит успокоение, и пропадает всякий страх».
В науке о символах орел рассматривается как «существо с мощными крыльями, парящее в небесной голубизне духа» (Аеппли), отчего сон с участием орла следует истолковывать в положительном смысле. Сомнительные аспекты просматриваются там, где «мысли орлиные» переносятся на инвентарь повседневной жизни. Тогда течение жизни становится непредсказуемым, охваченное «всепоглощающей страстью духа». Поэтому представляется понятным, почему орел стал символом евангелиста Иоанна, пребывавшего по большей части в спиритуальном мире. Часто неизбежных компромиссов практической жизни под этим знаком ожидать не приходится.
В средневековых бестиариях (сказания из животного мира) орел сравнивается с праотцем Адамом. «Царь всех птиц» витает в поднебесье, однако мгновенно падает на землю, как только замечает пищу земную. Адам первоначально также витал в поднебесье, затем он заметил запретную пищу, которая притянула его к земле. «После своего невероятного подъема ввысь он снова сблизился с плотью физического наслаждения и утерял всякое духовное озарение» (Унтеркирхер).
Как истребитель змей и драконов орел является символом победы света над властью тьмы; изображения орла со змеей в клюве можно встретить во многих культурах. На готических застекленных окнах можно увидеть орла, несущего ввысь своих еще неоперившихся птенцов, чтобы научить их видеть свет солнца. В христианской иконографии он является символом евангелиста Иоанна, атрибутом вознесшегося к небесам пророка Илии и воскресшего Христа. Он наделяется всегда только положительными качествами (силой, обновлением, созерцательностью, зоркостью взгляда, царской сущностью), что сделало его в античные времена атрибутом Юпитера. С принятием христианства он олицетворяет добродетель справедливости, но и приписывались грехи высокомерия, по всей видимости, по причине устремленного вдаль взгляда, который как будто игнорирует все, что находится вблизи. В масонской символике двуглавый орел с одной, покрывающей обе головы короной, и мечом, который держат обе лапы в горизонтальном положении, является символом 33-й степени шотландского ритуала (девиз: Deus meumque ius, то есть: Бог и мое право).
«Quauhtli» (орел) — обозначение пятнадцатого (из двадцати) дневного символа в календаре ацтеков. Родившимся под этим знаком сопутствуют воинствующие качества, но в то же время и склонность к разбою и воровству. «Орел» и «Ягуар» — так назывались у ацтеков два «ордена» элитных военных подразделений. Эти животные олицетворяли дуалистическую систему небесных полярных сил (Солнце и Звезды) на земле и представляли собой, с одной стороны, самую большую птицу, а с другой — самого крупного наземного хищного животного Мексики. Богиня Цихуакоатл (женщина-змея) имела также прозвище Quauh-Cihuatl (Куаух-Цизу-атл) — жена орла. Она была украшена короной из орлиных перьев и считалась предводительницей женщин, умерших во время родов (рождение ребенка приравнивалось к захвату пленного и расценивалось как военная акция).
В Древнем Китае орел был символом силы и мощи (ying, юинг, орел, произносится так же, как «герой»). Сидящий на скале орел трактовался как одиночный воин, орел на сосне — это символ долголетия и нерушимой силы. Орел, побеждающий змею, происходит от индийской Гаруды, что напоминает также изображение герба столицы ацтеков Теночтитлана (теперешний Мехико-Сити).
И у живущих в Центральной Азии гуннов (хзиунгну) орел был олицетворением власти и господства.
В европейской геральдике наряду со львом часто появляется, как правило, стилизованное изображение орла. Именно его воспетые героические качества способствовали тому, что многие правители делали его своим гербовым символом, как, например, немецкие (герцоги Баварии, Силезии и Австрии, маркграфы Бранденбурга) и польские короли. Стремление к сохранению симметрии при воспроизведении плоского изображения в анфас уже довольно рано привело к его образному представлению как двуглавого «двойного орла», которого позаимствовали из древневосточных культур. С 1433 г. такое изображение появилось на гербе кайзера Священной Римской империи. После ее распада (1806) орел стал символом Австрийской империи (до 1919-го), царской России (до 1917-го), сербских королей и — по сегодняшний день — частью албанского государственного герба. Двуглавость связывается с двояким титулом правителя: «Кайзер Священной Римской империи» и «германский король». Трехглавого орла с двумя головами на концах крыльев использовал в качестве гербового изображения миннезингер Рейнмар фон Цветер. Историк геральдистики А.Г. Беклер в 1688 г. сопоставил слова «орел» («Adler») и «дворянство» («Adel») и, рифмуя их, писал следующее: «Дворянство проистекает от королевского орла, потому, где нет орла, там не может быть и дворянства. Королевский орел — лучший защитник дворянства, а тень от орлиных крыльев на пользу лишь орлу». В другом месте Бёклер указывает: «Орел — царь среди пернатых, он может смотреть на солнце острым взглядом, он никогда не упустит свою добычу, он способен омолаживаться и может летать выше всех, и наблюдающие его полет всегда усматривают в нем предвестника будущей победы. И когда Ромул впервые увидел на Авентине орла, то он воспринял его как предвестника радостного события, после чего повелел вместо знамени нести перед войском орла. Все породы орлов — хищные птицы, и лишь самые маленькие из них и самые никудышные нападают на угрей. Орел не является персонификацией Его Королевского Высочества, это — герб Римской империи. Орел в золотом обрамлении обозначает Господа Бога, звезда которого ярко сияет, и он вносит успокоение, и пропадает всякий страх».
В науке о символах орел рассматривается как «существо с мощными крыльями, парящее в небесной голубизне духа» (Аеппли), отчего сон с участием орла следует истолковывать в положительном смысле. Сомнительные аспекты просматриваются там, где «мысли орлиные» переносятся на инвентарь повседневной жизни. Тогда течение жизни становится непредсказуемым, охваченное «всепоглощающей страстью духа». Поэтому представляется понятным, почему орел стал символом евангелиста Иоанна, пребывавшего по большей части в спиритуальном мире. Часто неизбежных компромиссов практической жизни под этим знаком ожидать не приходится.
В средневековых бестиариях (сказания из животного мира) орел сравнивается с праотцем Адамом. «Царь всех птиц» витает в поднебесье, однако мгновенно падает на землю, как только замечает пищу земную. Адам первоначально также витал в поднебесье, затем он заметил запретную пищу, которая притянула его к земле. «После своего невероятного подъема ввысь он снова сблизился с плотью физического наслаждения и утерял всякое духовное озарение» (Унтеркирхер).
Смотрите также:
Молния
Символ творческой силы. Громовержцами, властителями молний, были, как правило, верховные боги (греческий Зевс, римский Юпитер, славянский Перун; в скандинавской традиции, однако, властителем молнии
Феникс
Феникс (греч.), — важная в символике птица, похожая на цаплю, широко распространенная как воплощение комплексного представления о бессмертии и возрождении. Его название связано с греческим словом,
Бабочка
Бабочка — символическое насекомое во многих культурах, которое намекает, с одной стороны, на способность к метаморфозе и красоту, с другой стороны, также и на бренность радости. «Чудо переходящих
Император
Фигура императора в европейской символике не так глубоко укоренилась, как фигура короля. Это слово не так часто используется в сказках, легендах, поговорках и т.п., как король, поскольку он слишком
Лев
Лев — так же, как и орел — является символом господства. Он многократно представлен в геральдике и сказках как «царь зверей». Астрологически, как созвездие, связан с Солнцем, и его черты как символа
Кипарис
Кипарис, сегодня типичное «кладбищенское дерево», напротив, в античном Средиземноморье — символ и атрибут Крона (Сатурна), а также Асклепия (Эскулапа) и — вероятно, из-за формы кроны, напоминающей