Где находится Путь?
Дунго-цзы спросил у Чжуан-цзы:
— Где находится то, что зовут Путём?
— Нет такого места, где бы его не было, — ответил Чжуан-цзы.
— А вы всё-таки скажите, и тогда я смогу понять.
— Ну, скажем, в муравьях.
— А есть ли он чём-нибудь ещё ниже этого?
— В сорняках и мякине.
— А ещё ниже?
— В черепице и кирпиче.
— Ну а в чём-нибудь настолько низком, что дальше некуда?
— В дерьме и в моче!
Дунго-цзы обиженно промолчал, и тогда Чжуан-цзы сказал ему:
— Ваши вопросы, уважаемый, совершенно не касаются существа дела. Вот так же управляющий рынком Хо определял, насколько жирна свинья, надавливая на неё ногой: чем ниже опустишь ногу, тем точнее определишь. У вас не было необходимости спрашивать о местопребывании Пути, ибо Путь не отделён от вещей. Таков верховный Путь, такова же и великая речь. Слова «вездесущий», «всеобщий», «все» пишутся по-разному, а означают одно и то же.
Так не лучше ли нам отправиться на прогулку по Дворцу, Где Нет Ничего, согласовывать между собой все суждения и вовеки не знать границ и пределов! Давайте будем совместно жить в Неделании! Такими целомудренными и покойными! Такими безмятежными и чистыми! Такими весёлыми и вольными! Рассеем же наши помыслы, не будем никуда направляться и не будем знать, куда придём, будем приходить и уходить, не зная, куда придём, будем приходить и уходить, не зная, где остановиться. Я уже пускался в такие странствия и возвращался назад, но всё ещё не знаю, где положен им предел. Я блуждал в тех безбрежных просторах, но великое знание, там гнездящееся, не имеет границ!
То, что делает вещи вещами, не отграничено от вещей. Однако у вещей есть границы, и это называют границей вещи. Граница безграничного — это безграничность ограниченного. Говорят о наполнении и опустошении, расцвете и упадке, но там наполнение и опустошение — не наполнение и не опустошение. Говорят о расцвете и упадке, но там расцвет и упадок — не расцвет и не упадок. Так главное и частное — не главное и не частное, там собирание и рассеивание — не собирание и не рассеивание.
— Где находится то, что зовут Путём?
— Нет такого места, где бы его не было, — ответил Чжуан-цзы.
— А вы всё-таки скажите, и тогда я смогу понять.
— Ну, скажем, в муравьях.
— А есть ли он чём-нибудь ещё ниже этого?
— В сорняках и мякине.
— А ещё ниже?
— В черепице и кирпиче.
— Ну а в чём-нибудь настолько низком, что дальше некуда?
— В дерьме и в моче!
Дунго-цзы обиженно промолчал, и тогда Чжуан-цзы сказал ему:
— Ваши вопросы, уважаемый, совершенно не касаются существа дела. Вот так же управляющий рынком Хо определял, насколько жирна свинья, надавливая на неё ногой: чем ниже опустишь ногу, тем точнее определишь. У вас не было необходимости спрашивать о местопребывании Пути, ибо Путь не отделён от вещей. Таков верховный Путь, такова же и великая речь. Слова «вездесущий», «всеобщий», «все» пишутся по-разному, а означают одно и то же.
Так не лучше ли нам отправиться на прогулку по Дворцу, Где Нет Ничего, согласовывать между собой все суждения и вовеки не знать границ и пределов! Давайте будем совместно жить в Неделании! Такими целомудренными и покойными! Такими безмятежными и чистыми! Такими весёлыми и вольными! Рассеем же наши помыслы, не будем никуда направляться и не будем знать, куда придём, будем приходить и уходить, не зная, куда придём, будем приходить и уходить, не зная, где остановиться. Я уже пускался в такие странствия и возвращался назад, но всё ещё не знаю, где положен им предел. Я блуждал в тех безбрежных просторах, но великое знание, там гнездящееся, не имеет границ!
То, что делает вещи вещами, не отграничено от вещей. Однако у вещей есть границы, и это называют границей вещи. Граница безграничного — это безграничность ограниченного. Говорят о наполнении и опустошении, расцвете и упадке, но там наполнение и опустошение — не наполнение и не опустошение. Говорят о расцвете и упадке, но там расцвет и упадок — не расцвет и не упадок. Так главное и частное — не главное и не частное, там собирание и рассеивание — не собирание и не рассеивание.