Годность и негодность
Однажды Чжуан-цзы гулял в горах и заметил большое дерево с длинными ветвями и густой листвой. Дровосек остановился возле него, но не стал его рубить. Чжуан-цзы спросил дровосека, почему он так поступил, и тот ответил:
— Дерево это ни на что не годно.
— Это дерево, — сказал Чжуан-цзы, — благодаря тому, что оно бесполезно, сполна проживёт отведённый ему Небом срок.
Потом учитель спустился с горы и остановился на ночлег в доме друга. Хозяин был так обрадован, что приказал слуге зарезать гуся и приготовить из него угощение для гостя.
— Один из гусей умеет кричать, а другой не умеет. Которого из них резать? — спросил слуга.
— Зарежь того, который не умеет кричать, — приказал хозяин.
На следующий день ученик спросил Чжуан-цзы:
— Вчера дерево, росшее на горе, сберегло себя благодаря тому, что оказалось ни на что не годным. Гусь же хозяина погиб из-за своей ущербности. А чего бы вы пожелали для себя, учитель?
Чжуан-цзы рассмеялся и ответил:
— Мне, наверное, следовало бы выбрать что-нибудь среднее между годностью и негодностью. Быть посредине между годностью и негодностью лишь кажется правильным выбором, но на самом деле это не так, ибо я все-таки не буду избавлен от обременённости вещами. Только в вольном странствии, сообразуясь безотчётно с Великим Путём и свойствами жизни, (дэ) мы можем стряхнуть с себя бремя мира.
Беги славы, беги позора.
Будь то драконом, то змеёй.
Превращайся вместе со временем
И не имей своего дела.
Будь то вверху, то внизу,
Согласие — вот твоя мера.
Скитайтесь привольно у истока вещей, давайте вещам быть такими, какие они есть, но не будьте вещью для вещей. Кто тогда сможет навязать вам бремя? Так поступали Шэньнун и Жёлтый Владыка.
Но вот порядки в этом мире и людские обычаи не таковы:
Кто собирает, тот расточает.
Где успех — там неудача.
Выгода сулит утрату.
Почёт плодит злословие.
Достижение обнажает бессилие.
На умного найдётся хитрец.
На глупца найдётся обманщик.
Можно ли тут быть уверенным в чём-либо? Как это печально! Вы, ученики, должны направить все свои помыслы к Пути и его свойствам!
— Дерево это ни на что не годно.
— Это дерево, — сказал Чжуан-цзы, — благодаря тому, что оно бесполезно, сполна проживёт отведённый ему Небом срок.
Потом учитель спустился с горы и остановился на ночлег в доме друга. Хозяин был так обрадован, что приказал слуге зарезать гуся и приготовить из него угощение для гостя.
— Один из гусей умеет кричать, а другой не умеет. Которого из них резать? — спросил слуга.
— Зарежь того, который не умеет кричать, — приказал хозяин.
На следующий день ученик спросил Чжуан-цзы:
— Вчера дерево, росшее на горе, сберегло себя благодаря тому, что оказалось ни на что не годным. Гусь же хозяина погиб из-за своей ущербности. А чего бы вы пожелали для себя, учитель?
Чжуан-цзы рассмеялся и ответил:
— Мне, наверное, следовало бы выбрать что-нибудь среднее между годностью и негодностью. Быть посредине между годностью и негодностью лишь кажется правильным выбором, но на самом деле это не так, ибо я все-таки не буду избавлен от обременённости вещами. Только в вольном странствии, сообразуясь безотчётно с Великим Путём и свойствами жизни, (дэ) мы можем стряхнуть с себя бремя мира.
Беги славы, беги позора.
Будь то драконом, то змеёй.
Превращайся вместе со временем
И не имей своего дела.
Будь то вверху, то внизу,
Согласие — вот твоя мера.
Скитайтесь привольно у истока вещей, давайте вещам быть такими, какие они есть, но не будьте вещью для вещей. Кто тогда сможет навязать вам бремя? Так поступали Шэньнун и Жёлтый Владыка.
Но вот порядки в этом мире и людские обычаи не таковы:
Кто собирает, тот расточает.
Где успех — там неудача.
Выгода сулит утрату.
Почёт плодит злословие.
Достижение обнажает бессилие.
На умного найдётся хитрец.
На глупца найдётся обманщик.
Можно ли тут быть уверенным в чём-либо? Как это печально! Вы, ученики, должны направить все свои помыслы к Пути и его свойствам!