Бегство Линь Хоя
Конфуций спросил Цзы-Санху:
— Почему мне пришлось дважды бежать из Лу, на меня повалили дерево в Сун, я заметал следы в Вэй, бедствовал в Шан и Чжоу, подвергся осаде на рубеже Чэнь и Цай? Из-за этих несчастий родичи всё больше отдалялись от меня, друзья и последователи всё дальше уходили от меня.
— Разве вам не доводилось слышать о бегстве Линь Хоя из удела Цзя? — ответил Цзы-сан Ху. — Этому человеку пришлось бросить свою яшмовую печать ценою в тысячу золотых и бежать, подхватив своего малолетнего сына. Кто-то спросил его: «Почему вы взяли с собой сына? Он что, дорого стоит?» «Нет, больших денег за него не дадут», — ответил Линь Хой. «Может быть, с ним мало хлопот?» «Нет, хлопот с младенцем много», — отвечал Линь Хой. «Так почему же вы бросили драгоценную яшмовую печать и захватили с собой младенца-сына?» «Первое имеет отношение к выгоде, а второе — к небесному в нас», — отвечал Линь Хой. Те, кого связывает выгода, бросают друг друга в бедности и в несчастье. Те, кого связывает Небо, в бедности и в несчастья сближаются. И различие между теми, кто сближается, и теми, кто отдаляется, неимоверно велико. К тому же благородный муж в общении пресен, как вода, низкий же человек в общении сладок, как молодое вино. Благородный муж и в близости пресен, низкий человек и в разлуке сладок. А те, кто бездумно сходится, бездумно же и расстаются.
— Благодарю покорно за наставление! — воскликнул Конфуций и пошёл к себе, приплясывая на ходу. Он забросил учение, выкинул из дома все книги и не пускал к себе учеников, а их любовь к нему только ещё более окрепла.
На другой день Цзы-Санху сказал:
— Перед смертью Шунь дал Юю такой завет: «Будь осторожен! С людьми лучше всего быть уступчивым, в чувствах лучше всего быть свободным. Когда люди уступчивы, они не расстаются. Когда люди естественны, они не знают забот. Если ты не расстаёшься и не знаешь забот, не будешь думать о благопристойности в обхождении с другими. А если не думать о благопристойности в обхождении, не будешь и беспокоиться о вещах.
— Почему мне пришлось дважды бежать из Лу, на меня повалили дерево в Сун, я заметал следы в Вэй, бедствовал в Шан и Чжоу, подвергся осаде на рубеже Чэнь и Цай? Из-за этих несчастий родичи всё больше отдалялись от меня, друзья и последователи всё дальше уходили от меня.
— Разве вам не доводилось слышать о бегстве Линь Хоя из удела Цзя? — ответил Цзы-сан Ху. — Этому человеку пришлось бросить свою яшмовую печать ценою в тысячу золотых и бежать, подхватив своего малолетнего сына. Кто-то спросил его: «Почему вы взяли с собой сына? Он что, дорого стоит?» «Нет, больших денег за него не дадут», — ответил Линь Хой. «Может быть, с ним мало хлопот?» «Нет, хлопот с младенцем много», — отвечал Линь Хой. «Так почему же вы бросили драгоценную яшмовую печать и захватили с собой младенца-сына?» «Первое имеет отношение к выгоде, а второе — к небесному в нас», — отвечал Линь Хой. Те, кого связывает выгода, бросают друг друга в бедности и в несчастье. Те, кого связывает Небо, в бедности и в несчастья сближаются. И различие между теми, кто сближается, и теми, кто отдаляется, неимоверно велико. К тому же благородный муж в общении пресен, как вода, низкий же человек в общении сладок, как молодое вино. Благородный муж и в близости пресен, низкий человек и в разлуке сладок. А те, кто бездумно сходится, бездумно же и расстаются.
— Благодарю покорно за наставление! — воскликнул Конфуций и пошёл к себе, приплясывая на ходу. Он забросил учение, выкинул из дома все книги и не пускал к себе учеников, а их любовь к нему только ещё более окрепла.
На другой день Цзы-Санху сказал:
— Перед смертью Шунь дал Юю такой завет: «Будь осторожен! С людьми лучше всего быть уступчивым, в чувствах лучше всего быть свободным. Когда люди уступчивы, они не расстаются. Когда люди естественны, они не знают забот. Если ты не расстаёшься и не знаешь забот, не будешь думать о благопристойности в обхождении с другими. А если не думать о благопристойности в обхождении, не будешь и беспокоиться о вещах.