Скрытый смысл
В далёкой юности Учителю Шо самому довелось быть учеником знаменитого Учителя Лю. Правда, утверждают, что совсем недолгого, хотя Учитель Лю выделял его из числа других учеников. Для Шо никогда не было непреложных авторитетов, а потому его мнение зачастую шло вразрез с общепринятым.
Однажды Шо вместе с другими учениками внимал рассказу Учителя, как тому, совсем ещё молодому, довелось услышать о беседе двух повстречавшихся мудрецов.
Один из них спросил:
— Думаешь ли ты…
— Думаю, — тут же сказал второй.
— Я хотел узнать…
— Ты узнал.
— …полагаешь?
— А ты сомневаешься?
— Уже нет.
После этого мудрецы, раскланявшись, расстались.
Пока ученики молча отдавали дань уважения беседе понявших друг друга почти без слов, Шо задал вопрос:
— А хорошо ли перебивать другого, не дав ему закончить свою мысль?
Ученики возмутились:
— Ты… — начал один из них.
— Я, — отвечал Шо.
— …ничего не понял!
— Значит, ты считаешь, что перебивать другого можно? — спросил Шо.
— Притча не об этом! — парировал тот.
— Ты уверен?
— Это ясно всем!
— Как же ты можешь утверждать, о чём повествует притча, если даже не слышишь мой вопрос?
— Я его слышу, но в нём нет вопроса, — упорствовал первый.
— То есть, перебивать собеседника всё же недопустимо?
Возражавший ученик умолк, а потом, немного подумав, спросил:
— Что ты хочешь этим сказать?
— Что притча не так проста, как кажется на первый взгляд.
И тогда все ученики удивлённо посмотрели на Шо, уразумев, что возможно и иное её толкование. Ведь получалось, что мудрец, который задал вопрос первым, должен был уйти совсем с другим, нежели они полагали прежде, мнением о своём собеседнике. Да и говорили они наверняка совсем о разных вещах.
Все удивлённо замолчали. А Учитель, задавший им эту задачу, лишь удовлетворённо улыбался, слушая эту тишину.
Однажды Шо вместе с другими учениками внимал рассказу Учителя, как тому, совсем ещё молодому, довелось услышать о беседе двух повстречавшихся мудрецов.
Один из них спросил:
— Думаешь ли ты…
— Думаю, — тут же сказал второй.
— Я хотел узнать…
— Ты узнал.
— …полагаешь?
— А ты сомневаешься?
— Уже нет.
После этого мудрецы, раскланявшись, расстались.
Пока ученики молча отдавали дань уважения беседе понявших друг друга почти без слов, Шо задал вопрос:
— А хорошо ли перебивать другого, не дав ему закончить свою мысль?
Ученики возмутились:
— Ты… — начал один из них.
— Я, — отвечал Шо.
— …ничего не понял!
— Значит, ты считаешь, что перебивать другого можно? — спросил Шо.
— Притча не об этом! — парировал тот.
— Ты уверен?
— Это ясно всем!
— Как же ты можешь утверждать, о чём повествует притча, если даже не слышишь мой вопрос?
— Я его слышу, но в нём нет вопроса, — упорствовал первый.
— То есть, перебивать собеседника всё же недопустимо?
Возражавший ученик умолк, а потом, немного подумав, спросил:
— Что ты хочешь этим сказать?
— Что притча не так проста, как кажется на первый взгляд.
И тогда все ученики удивлённо посмотрели на Шо, уразумев, что возможно и иное её толкование. Ведь получалось, что мудрец, который задал вопрос первым, должен был уйти совсем с другим, нежели они полагали прежде, мнением о своём собеседнике. Да и говорили они наверняка совсем о разных вещах.
Все удивлённо замолчали. А Учитель, задавший им эту задачу, лишь удовлетворённо улыбался, слушая эту тишину.