Юсуф, сын Хайуллы
Суфийская притча
Пять признаков безрассудства
Мудрецы указывают на пять признаков глупости:
Первый: искать собственную выгоду в ущерб другим;
Второй: надеяться собрать плоды последних дней без дисциплины и служения;
Третий: грубая и дерзкая любовь к женщинам;
Четвёртый: стремиться познать тонкости учения в комфорте и без усилий;
Пятый: ожидать дружбы от других, оставаясь ненадёжным и недостойным доверия человеком.
(Анвар-и-Сухайли)
Солдаты, сопровождаемые неким богословом, ночью пришли к Юсуфу и сказали:
— По всей Андалусии произведения Ибн аль-Араби были преданы огню сегодня. Всем известно, что ты изучаешь Восточную философию (суфизм). И потому придётся доставить тебя в суд.
— Кто выдал вам ордер на мой арест? — спросил Юсуф.
— Его выдал факих Ибрахим, законовед, которого ты видишь перед собой.
На что Юсуф сказал:
— Знакомство с объектом, подлежащим осуждению, ещё не делает человека виновным, согласно законам, божьему и человеческому. Да, я изучаю Восточное Учение, но из этого вы не вправе заключить, что это учение я практикую.
Тогда Ибрахим сказал:
— Ты сочинил три трактата, посвящённые этому учению, и их штудируют молодые люди, которые в результате стали пренебрегать более авторитетными принципами.
Юсуф ответил на это:
— Любому человеку закон разрешает изучать и цитировать что бы то ни было, а это, в свою очередь, не даёт оснований считать, что изучающий по определению является последователем того, что изучает.
— Так ты отрицаешь, что практикуешь суфизм? — спросил Ибрахим.
— Я отрицаю лишь то, что приведя меня в суд, ты не окажешься в дурацком положении. Аристотель, написавший о минералах, ни у кого не вызвал желания объявить его минералом. Уж если мы докатились до такого состояния, не пора ли всем нам вернуться к состоянию ещё более примитивному.
— Минерал нельзя было бы допросить, — заметил Ибрахим.
— Можно, если знать метод, — сказал Юсуф.
— Ты, должно быть, спятил!
— Если и так, меня тем более оправдают, ведь сумасшедшие вне закона. Они под покровительством Бога, поскольку лишены другого покровительства, и государство обязано оберегать тех, кого оберегает сам Бог.
Пять признаков безрассудства
Мудрецы указывают на пять признаков глупости:
Первый: искать собственную выгоду в ущерб другим;
Второй: надеяться собрать плоды последних дней без дисциплины и служения;
Третий: грубая и дерзкая любовь к женщинам;
Четвёртый: стремиться познать тонкости учения в комфорте и без усилий;
Пятый: ожидать дружбы от других, оставаясь ненадёжным и недостойным доверия человеком.
(Анвар-и-Сухайли)
Солдаты, сопровождаемые неким богословом, ночью пришли к Юсуфу и сказали:
— По всей Андалусии произведения Ибн аль-Араби были преданы огню сегодня. Всем известно, что ты изучаешь Восточную философию (суфизм). И потому придётся доставить тебя в суд.
— Кто выдал вам ордер на мой арест? — спросил Юсуф.
— Его выдал факих Ибрахим, законовед, которого ты видишь перед собой.
На что Юсуф сказал:
— Знакомство с объектом, подлежащим осуждению, ещё не делает человека виновным, согласно законам, божьему и человеческому. Да, я изучаю Восточное Учение, но из этого вы не вправе заключить, что это учение я практикую.
Тогда Ибрахим сказал:
— Ты сочинил три трактата, посвящённые этому учению, и их штудируют молодые люди, которые в результате стали пренебрегать более авторитетными принципами.
Юсуф ответил на это:
— Любому человеку закон разрешает изучать и цитировать что бы то ни было, а это, в свою очередь, не даёт оснований считать, что изучающий по определению является последователем того, что изучает.
— Так ты отрицаешь, что практикуешь суфизм? — спросил Ибрахим.
— Я отрицаю лишь то, что приведя меня в суд, ты не окажешься в дурацком положении. Аристотель, написавший о минералах, ни у кого не вызвал желания объявить его минералом. Уж если мы докатились до такого состояния, не пора ли всем нам вернуться к состоянию ещё более примитивному.
— Минерал нельзя было бы допросить, — заметил Ибрахим.
— Можно, если знать метод, — сказал Юсуф.
— Ты, должно быть, спятил!
— Если и так, меня тем более оправдают, ведь сумасшедшие вне закона. Они под покровительством Бога, поскольку лишены другого покровительства, и государство обязано оберегать тех, кого оберегает сам Бог.