Водяные существа
Водяные существа сверхъестественного характера символизируют, еще в большей степени, чем рыбы (в свою очередь, часто имеющие фантастический облик), оживленность влажного элемента, который связывается преимущественное половиной «инь», т.е. с «женской стороной» космоса. Для исследователей глубинной психологии речь идет о воплощении определенного содержания бессознательных глубинных слоев личности, которые относительно редко проявляются в мужском образе, а чаще в женском. В древнеиндийской мифологии «апсары» — прежде всего небесные танцовщицы в свите бога Индры, но когда они спускаются на землю, то все же живут в водоемах (чаще в лотосовых прудах). Там они с помощью искусства обольщения пытаются отвлечь аскетов от их одухотворенности. Любовь между водяной нимфой Урваши и королем Пуруравасом является темой захватывающей поэмы Калидасы (ок. 500 г. до н.э.). Похожие мотивы существуют и в европейских легендах, при этом связь человека с водяными женщинами (ундинами или мелузинами) чаще всего не может быть настоящим продолжительным браком. Нимфы, русалки и другие водяные женщины в большинстве случаев изображаются с человеческим торсом, но нижней частью тела, как у рыбы (рыбий хвост), т.е. являются всего лишь фрагментарным олицетворением женского существа. Они соблазняют своим благозвучным пением и длинными волосами, которые расчесывают золотым гребнем (например, Лорелея на Рейне), чаще всего на погибель восхищающихся мужчин. Некоторые легенды рассказывают о тоске водяных женщин по браку с земным мужчиной, так как они таким образом приобретают душу, которой у них нет от природы, как у элементарных существ. Античными примерами средневековых европейских водяных женщин являются наяды, нереиды и сирены, которые описываются, с одной стороны, как пугливые нимфы источников, а с другой стороны, как опасно-соблазнительные образы.
В изобразительной символике алхимии русалка с двумя рыбьими хвостами олицетворяет двойственную систему двух первичных принципов серы и ртути в растворенном состоянии.
В геральдике русалки часто изображаются тогда, когда основатель рода появился от брака между ундиной и земным мужчиной, брака, который по обычной схеме легенды не мог быть продолжительным. Водолей (Аквариус) является также одиннадцатым знаком Зодиака, и его власти отведена эпоха «мирового времени», которая уже началась или в обозримом будущем должна начаться и сменит эпоху Рыб. Родившимся под знаком Водолея (21 января — 19 февраля) приписываются такие черты, как мистические склонности, объединение сознательного и бессознательного, стремление навести мосты к сверхъестественному и подвижность.
В изобразительной символике алхимии русалка с двумя рыбьими хвостами олицетворяет двойственную систему двух первичных принципов серы и ртути в растворенном состоянии.
В геральдике русалки часто изображаются тогда, когда основатель рода появился от брака между ундиной и земным мужчиной, брака, который по обычной схеме легенды не мог быть продолжительным. Водолей (Аквариус) является также одиннадцатым знаком Зодиака, и его власти отведена эпоха «мирового времени», которая уже началась или в обозримом будущем должна начаться и сменит эпоху Рыб. Родившимся под знаком Водолея (21 января — 19 февраля) приписываются такие черты, как мистические склонности, объединение сознательного и бессознательного, стремление навести мосты к сверхъестественному и подвижность.
Смотрите также:
Великан
Великаны в мировоззрении многих древних народов символизируют еще бесформенную первобытную природу до заселения ее культурными людьми и, соответственно, стадию первобытной дикости, подобную диким
Дикие люди
Дикие люди играют значительную роль в традиционной символике и геральдике. Они считаются олицетворением необузданной природы перед заселением ее культурными людьми и в связи с этим сравниваются с
Кентавр
Кентавр – существо из древних мифов, представляющее собой получеловека – полулошадь, появившуюся в результате совокупления верховного бога Зевса с магнезийскими кобылами. По другой версии, кентавр
Дракон
Драконы дают в мире образов многих народов важный основополагающий материал огромной символической силы. Повсеместно они изображаются в виде рептилий, напоминающих крылатых крокодилов или гигантских
Вода
Заполненное водой пространство доисторических времен во многих мифах о сотворении мира является источником всей жизни, но одновременно вода ассоциируется с растворением и погружением в нее. Часто
Волосы
Волосы, которые и после смерти человека продолжают расти, по народному представлению, являются носителями силы жизни. Например, у библейского героя Самсона сила была в волосах. Назарейцы, связанные