Невидимое служение
Суфийская притча
Не вырывши колодца, не кради минарет.
(Поговорка)
Аджнаби имел обыкновение раздавать книги, говоря каждый раз:
— Я уже прочёл её. Может, вам она понравится?
Он также предлагал людям еду со словами:
— Я не голоден, не хотите ли отведать?
Его спутник Хуссейни однажды сказал ему:
— Вы совсем не даёте людям возможности постичь, что вы для них делаете. Им кажется, они получают от вас то, что самому вам уже не нужно, и потому они не ценят этого.
Аджнаби ответил:
— Но я и не жду от них благодарности. Больше того, я не хочу, чтобы они ценили это. Я хочу, чтобы они получали пользу, а не поклонялись.
Таким же образом Аджнаби передавал и своё учение. Никто из его учеников никогда не знал, чему он учится. Аджнаби вовлекал их в учёбу способом, который не позволял им ценить её. Обычно они думали, что участвуют в какой-то совершенно пустяковой деятельности. Аджнаби любил повторять: «Часть учёбы, которую люди ценят, — это именно та часть, которая не приносит им никакой пользы, подобно сладостям: они дают много удовольствия, но не заменяют еды».
Не вырывши колодца, не кради минарет.
(Поговорка)
Аджнаби имел обыкновение раздавать книги, говоря каждый раз:
— Я уже прочёл её. Может, вам она понравится?
Он также предлагал людям еду со словами:
— Я не голоден, не хотите ли отведать?
Его спутник Хуссейни однажды сказал ему:
— Вы совсем не даёте людям возможности постичь, что вы для них делаете. Им кажется, они получают от вас то, что самому вам уже не нужно, и потому они не ценят этого.
Аджнаби ответил:
— Но я и не жду от них благодарности. Больше того, я не хочу, чтобы они ценили это. Я хочу, чтобы они получали пользу, а не поклонялись.
Таким же образом Аджнаби передавал и своё учение. Никто из его учеников никогда не знал, чему он учится. Аджнаби вовлекал их в учёбу способом, который не позволял им ценить её. Обычно они думали, что участвуют в какой-то совершенно пустяковой деятельности. Аджнаби любил повторять: «Часть учёбы, которую люди ценят, — это именно та часть, которая не приносит им никакой пользы, подобно сладостям: они дают много удовольствия, но не заменяют еды».