Думай ни о чём
Суфийская притча
Однажды к суфийскому наставнику пришёл человек и рассказал, как некий лжеучёный работает со своими последователями.
— Это явный обманщик. Он велит своим ученикам «думать ни о чём». Легко сказать! притом на некоторых это производит сильное впечатление. Но ведь невозможно думать ни о чём.
Учитель спросил его:
— Зачем ты пришёл ко мне?
— Чтобы показать абсурдность его обучения и поговорить о мистицизме.
— А может быть, чтобы удостовериться, действительно ли он обманщик?
— Нет, это мне и так ясно.
— Тогда, может, чтобы показать всем присутствующим здесь, что ты уже понимаешь больше, чем рядовой, легковерный человек?
— Нет. Я жажду ваших наставлений.
— Отлично. Лучшее наставление, какое я могу дать тебе, это — думай ни о чём.
Человек немедленно покинул общину, убеждённый, что и этот наставник — обманщик.
Но на незнакомца, пропустившего начало разговора и вошедшего как раз в тот момент, когда Учитель произнёс: «Лучшее наставление, какое я могу дать тебе, это — думай ни о чём», — эти слова произвели глубочайшее впечатление.
«Думать ни о чём — какая великая мысль!» И он остался до конца занятий, не услышав за это время ничего, что противоречило бы идее размышления ни о чём.
На следующий день один из учеников спросил Учителя, кто из этих двух прав.
— Никто, — ответил Учитель, — ибо им ещё предстоит познать, что их жадность является завесой, преградой. Ответ, которого они ищут, не заключается в одном слове, в одной встрече, в одном простом решении. Только постоянно соприкасаясь с учением, ученик мало-помалу накапливает то, что со временем перерастает в понимание истины. Только так ищущий становится обретающим. Учитель Руми говорил: «К вам приходят два человека. Одному приснился рай, другому — ад. Они спрашивают, что из этого реальность. Каков правильный ответ? Ответ таков: присутствовать на беседах Учителя, пока не достигнута гармония».
Однажды к суфийскому наставнику пришёл человек и рассказал, как некий лжеучёный работает со своими последователями.
— Это явный обманщик. Он велит своим ученикам «думать ни о чём». Легко сказать! притом на некоторых это производит сильное впечатление. Но ведь невозможно думать ни о чём.
Учитель спросил его:
— Зачем ты пришёл ко мне?
— Чтобы показать абсурдность его обучения и поговорить о мистицизме.
— А может быть, чтобы удостовериться, действительно ли он обманщик?
— Нет, это мне и так ясно.
— Тогда, может, чтобы показать всем присутствующим здесь, что ты уже понимаешь больше, чем рядовой, легковерный человек?
— Нет. Я жажду ваших наставлений.
— Отлично. Лучшее наставление, какое я могу дать тебе, это — думай ни о чём.
Человек немедленно покинул общину, убеждённый, что и этот наставник — обманщик.
Но на незнакомца, пропустившего начало разговора и вошедшего как раз в тот момент, когда Учитель произнёс: «Лучшее наставление, какое я могу дать тебе, это — думай ни о чём», — эти слова произвели глубочайшее впечатление.
«Думать ни о чём — какая великая мысль!» И он остался до конца занятий, не услышав за это время ничего, что противоречило бы идее размышления ни о чём.
На следующий день один из учеников спросил Учителя, кто из этих двух прав.
— Никто, — ответил Учитель, — ибо им ещё предстоит познать, что их жадность является завесой, преградой. Ответ, которого они ищут, не заключается в одном слове, в одной встрече, в одном простом решении. Только постоянно соприкасаясь с учением, ученик мало-помалу накапливает то, что со временем перерастает в понимание истины. Только так ищущий становится обретающим. Учитель Руми говорил: «К вам приходят два человека. Одному приснился рай, другому — ад. Они спрашивают, что из этого реальность. Каков правильный ответ? Ответ таков: присутствовать на беседах Учителя, пока не достигнута гармония».