Дон Кихот Ламанчский
Дон Кихот — cимволический образ трогательно-героического, отрешенного от мирской жизни романтика, который путает мечту и жестокую реальность и потому «борется с ветряными мельницами». Образ этот был создан Сервантесом (Сааведра Мигель де Сервантес, 1547—1616) как пародия на высокопарные рыцарские романы, при этом в какой-то мере он отразил и свою собственную жизнь и нарушил устоявшиеся каноны в литературе. Первая часть (1605) уже предвосхищает все перипетии убегающего от реальности «рыцаря печального образа», которого сопровождает в образе персонифицированной дуальной системы его «сугубо материальный» слуга Санчо Панса. Грубо-противоречивые диалоги обоих образов прямо-таки предвосхищают ситуацию современных пар комического толка, и в то же время в процессе жизненного пути «заблуждающегося рыцаря» и в его «отъезде на поиски» достойных приключений сохраняется оттенок трагического. Во втором томе (1615) автор возвращает своего героя в суровую действительность и дает ему возможность завершить свою богоугодную жизнь. Совершенно очевидно, что Сервантес стремился высмеять сентиментально пресыщенное «радостное наслаждение», поскольку он сам любил элемент приключенческого великодушия и отвергал пошлые рыцарские романы своего времени. Так, ставший нарицательным образ Дон Кихота «представляет собой протест против фальшивой поэзии литературы во имя настоящей поэзии жизни... Кто вместе с Сервантесом смеется и чувствует, тот его уже понял, независимо от того, как он ощущает на себе его влияние: то ли через детскую книгу, то ли через развлекательное произведение, через порицание или поучение, либо через высокое и глубокое поэтическое мастерство» (Карл Восслер).
Смотрите также:
Дуальные системы
Дуальные системы — это символические структуры, которые свою силу выразительности получают из напряжения между двумя компонентами, при этом каждый отдельный из этих компонентов имеет как бы меньший
Крокодил
Использование в символике разных народов и культур образа крокодила достаточно объяснимо. В этом пресмыкающемся сочетается сила, ловкость, загадка и хитрость. Наиболее распространённые упоминания
Баубо
Баубо — весьма загадочный образ в древнегреческой символике и мифологии. Согласно культовому мифу о городе Элевсине, это была девушка, которая своим непристойным танцем с обнаженным животом
Козел
Козел, в отличие от своего подобия женского рода, козы, — весьма символическая фигура, истолковываемая чаще всего с негативным оттенком. В то время как дохристианские символические системы почитали
Дракон
Драконы дают в мире образов многих народов важный основополагающий материал огромной символической силы. Повсеместно они изображаются в виде рептилий, напоминающих крылатых крокодилов или гигантских
Дурак, шут
Образ, появляющийся во многих сказках и легендах, связан с придворными шутами (англ. «джокер») при старых дворах властителей. Шуты обладали «свободой дураков», и им разрешалось безнаказанно говорить