Создать акаунт

Ворон

В мифологии и символике собирательное название ворона, черной вороны, грача и серой вороны; в основном он не сулит ничего хорошего, реже ценится за свою смышленость. В Библии Ной послал ворона из ковчега искать землю, ворон принес хлеб и мясо пророку Илие в пустыню (позднее то же самое — отшельникам Антонию и Павлу). Его значение носит негативный характер в вавилонском календаре, где он правит 13-м месяцем (високосный месяц). В античной мифологии ворон толкуется негативно, как неудержимый болтун, который из-за этой своей черты не смог остаться спутником богини Афины, выбравшей на его место сову. Рассказывают также, что вначале его оперение было белым, но Аполлон окрасил его в черный цвет в наказание за болтливость, или что он был послан Аполлоном за водой, но увидел дерево с незрелым инжиром и, прежде чем выполнить задание, ждал под ним, когда созреют плоды. Бог поместил его среди звезд в виде созвездия Ворона (греч. Коракс), где ему не дает напиться из Чаши (лат. Crater, созвездие) Гидра (созвездие). Тем не менее ворон считается спутником бога солнца Аполлона (сходство с Китаем, где ворон, трехногий, представлялся олицетворением солнца). Кажется странным народное поверье, существовавшее в античности, согласно которому вороны свои яйца кладут через клюв, из-за чего их удаляли от рожениц, чтобы те не страдали от тяжких мук. Плиний упоминает голос посланника несчастья, который кажется «словно сдавленным», и полагает, что он единственный среди птиц, кто понимает свое предназначение. Ворон трактуется положительно, когда Аполлон в его образе уводит жителей Санторина в Кирену, когда белый ворон ведет переселяющихся беотийцев, а два ворона Александра Великого показывают путь к святилищу Амона (см. Рог). Ворон также часто встречается в скульптурных изображениях, посвященных культу Митры. В митраизме выстроена многоступенчатая модель нравственного совершенства. Вороны составляют третью ступень. Они чувствуют конец злого начала, его смерть.
В раннем христианстве ворона упрекали за то, что он не сообщил Ною о конце всемирного потопа, и он стал символом человека, оказавшегося во власти желаний и отодвигавшего свое возвращение, как и кричит ворон «кра, кра» (завтра, завтра). То, что он питается пометом (нем. бран. Rabenaas — сволочь, падаль, каторжник) и, предположительно, пренебрегает своими птенцами, превращает его в «ворона несчастья», который предвещает болезнь, войну, смерть и питается «трупами с виселицы». Наоборот, у северогерманских племен два ворона Хугин и Мунин («мысль» и «воспоминание ») являются спутниками бога Одина, которого они информируют обо всем происходящем на земле. В бесчисленных сказках ворон играет роль проклятых людей. В мифах североамериканских индейцев ворон представляется созидающим сверхъестественным созданием. Несколько христианских святых изображаются вместе с воронами (Бенедикт, Бонифаций, Освальд и прежде всего Мейнрад — два его ручных ворона помогают найти его труп ; вороны защищают также труп св. Винсента от хищных зверей).
В алхимической символике ворон представляет собой зачерненную «materia prima» (первичную материю) на пути к философскому камню, при этом он часто изображается с белой головой — признак ожидаемого осветления в процессе превращения.
Древний Китай, как уже упоминалось, видел в вороне солнечное существо, и рассказывается, что некогда десять таких птиц распространяли нестерпимую жару до тех пор, пока один стрелок из лука не убил восемь из них. Красный ворон был символом императоров династии Чоу (до 256 г. до н.э.), которые отождествляли себя с солнцем. Вороны — посланники богини фей Хсива-нони-му, приносят ей пищу, а во время небесных турниров они боялись только единорогов. В геральдическом искусстве ворон встречается со Средневековья, например, в гербе рода Корбетов, поместья Равенштейн, саксонского города Рабенау, рода Биронов (Курляндия) и монастыря отшельников (Лвиц, как атрибут св. Мейнарда). В народе вороны как и сороки, считаются «вороватыми» («крадут, как вороны»). В Ирландии существует поверье — дети не должны использовать ствол пера ворона как соломинку для питья, иначе станут ворами.
Поэтико-символической кажется украинская легенда, рассказанная С. Головиным. Согласно ей, у трех воронов в раю были разноцветные перья, но после грехопадения Адама и Евы они начали есть помет и стали черными. Лишь в конце времен, в новом раю, снова восстановится их былая красота и их карканье станет благозвучной музыкой, превозносящей создателя.
После всего сказанного очевидно огромное значение ворона как символа с точки зрения глубинной психологии. Он близок темной стороне психики, но если человек обладает способностью сознательно и целеустремленно одерживать над ней верх, ворон может играть позитивную роль.


Смотрите также: