Диамант — жемчужины мудрости
1 846
Не нравится 0 Нравится

Цвет



Цветовая символика — настолько обширная область, что здесь может быть затронута лишь частично. Бесспорно, что цвета сами по себе имеют свою ценность и могут влиять на человеческую психику, что послужило становлению хромотерапии. Как показали последние опыты, цвет положительно воздействует при психических расстройствах и психосоматических нарушениях. Следует отметить, что цвета вызывают различные эмоции у различных людей, имеется также разница в цветовом предпочтении, что используется в цветовом тесте Люшера для диагностических целей. В этом тесте имеются 23 цветовых оттенка, которые могут быть предпочтительными (приятны для человека) либо нет. Психологическое толкование «цветовой пирамиды» Пфистера-Хайса придает, например, синему цвету смягчающее воздействие в связи с управлением эмоциональной и половой жизнью. Красный цвет — наоборот, является возбуждающим и связан со способностью чувствовать и разряжать внешние раздражители. Смешанный оранжевый цвет (для которого в старину не было специального наименования) отвечает за стремление к успеху и влиятельности; коричневый — за положительное взаимодействие с землей-матушкой. Несмотря на различие в индивидуальном восприятии различных цветов древние культуры создали определенные виды цветовых символик, в связи с желанием разобраться в мировом разнообразии и обосновать свои принципы миропорядка. В итоге основные цвета неоднократно связывали с основными странами света и элементами и таким образом представляли крестообразные или квадратные схемы. Народный язык выработал собственное толкование цветовой символики: красный — любовь, белый — невинность, а черный — смерть. Алхимия разработала свою цветовую символику, согласно которой зеленый — это сильный растворитель; а красный и белый образуют дуалистическую систему основополагающих (первичных) элементов мироздания — серы и ртути, У древних майя Центральной Америки стороны света были связаны с различными цветами в следующем порядке: восток — красный, север — белый, запад — черный, юг — желтый, в то время как в Древнем Китае восток, юг, запад, север и центр соответствовали синему, красному, белому, черному и желтому цветам. В европейской цветовой символике красные розы означали пылкую любовь, тогда как в Древнем Египте все красное (цвета охры) считалось угрожающим и опасным.
В геральдике вначале существовало понятие, что все цвета имеют одинаковую ценность, и в эпоху Ренессанса была создана сложная символика гербовых цветов, связанная, например, с различными планетами: желтый цвет (золотой) соответствовал Солнцу; белый (серебряный) — Луне; красный — Марсу, железу; синий — Юпитеру, цинку; черный — Сатурну, свинцу; зеленый — Венере, меди; пурпурный — Меркурию, ртути. Согласно Бёклеру (1688), золото или желтый цвет означают добродетель, разум, почет и величие; белый или серебряный — это чистота, невинность, радость; красный — «страстное желание добродетели» и «сердце, преданное Господу и готовое за слово Божье пролить кровь свою»; синий означает стойкость, верность, науку и «благоговенье перед Господом» ; черный — «траур, смирение, несчастье и опасность»; зеленый — это свобода, красота, веселье, здоровье, надежда и милосердие; пурпурный или фиолетовый означают «королевскую мантию»; оранжевый — это «цвет померанца», непостоянная и преходящая слава; цвет кожи — «непостоянство и нерешительность». При этом существовали всевозможные цветовые сочетания часто с фантастическим символическим выражением: синий с золотым — радость или веселье; синий с красным — безнадежность; черный с золотым — честь и долгая жизнь; черный с синим — готовность к миру; зеленый с золотым — упрямство; зеленый с синим — постоянная радость; красный с серебряным — желание мести; красный с зеленым — отвага молодости; и т. п. Подобные представления в Средние века были еще чужды геральдике и только начинали формироваться, поскольку искусство составления гербов не имело дела с рыцарством в его старом смысле. Впрочем следует отметить, что выбор цвета определялся также наличием того или иного красителя. В доисторической наскальной живописи настоящий синий цвет вообще не встречается, поскольку не было подходящего материала, служившего основой этой краски.

Тематика: символы;