Царь хорасанский
Был в Хорасане (северо-восточной провинции Ирана) царь — великий, добрый, разумный, щедрый и милосердный. Однажды он открыл три сокровищницы и созвал всех своих подданных, чтобы каждый из них, стар и млад, вельможа и бедняк, брал в продолжение двенадцати часов всё, что в силах унести. Все брали из этих трёх сокровищниц, но исчерпать их не могли.
В тот день царь задал пир и заклинал своих визирей сказать, слыхивал ли кто-нибудь из них и знавал ли царя, который был бы равен ему или превзошёл его щедростью. Шесть визирей клялись, что не слышали о подобном царе, младший же из визирей засмеялся.
Царь спросил:
— Почему ты смеёшься?
Визирь попросил дать клятву, что царь не убьёт его, и царь поклялся своей головой. Визирь, обнадёженный обещанием, доложил:
— В Китае живёт еврей по имени Малкоз, которому подвластен некий вельможа; равному ему по щедрости не бывало прежде, не будет и впредь.
Царь оскорбился, но, дав клятву, уже не мог умертвить визиря и заключил его в темницу. Сам же снял царские одежды, нарядился в другое платье и двинулся в путь, чтобы увидеть того вельможу. Прибыл в город, где тот жил. Оказалось, что у вельможи был такой обычай: как увидит где чужестранца, ведёт к себе домой; даст умыться и отдохнуть, нарядит, угостит и, наградив подарками, отпустит.
Случилось вельможе бродить в окрестностях города. Встретив того царя в образе нищего, он взял его к себе и поступил с ним так, как обычно поступал с другими. Когда нищего одели, вельможа увидел, что перед ним человек не простой, а достойный почёта и уважения. Стал расспрашивать, кто он, откуда родом, и заставил всё рассказать. Когда же узнал, что перед ним царь, пал ниц, смиренно склонив голову, и умолял простить, что не признал его сразу. Он ввёл его в свой дом, подобного которому не было даже у царя. Дом был убран с необычайной пышностью, ковры, занавеси — всё было из парчи. Он устроил пиршество в честь царя. Вся посуда была сделана из драгоценных камней. И всё это он подарил царю.
Девять дней ублажал он царя. Каждый день отводил ему всё более пышные покои, подавал лучшую, драгоценнейшую утварь, устраивал ещё более весёлые пиры и осыпал подарками.
Дивился царь величию и щедрости этого человека. На девятый день вельможа пригласил его в покои такой поразительной красоты, что и описать невозможно: ковры, занавеси, столы и утварь — всё было из цельных драгоценных камней. Из них же были выточены прекрасные подобия цветов и деревьев. Всё это он поднёс царю. И подарил ему ещё трёх певиц; не было им равных по красоте и голосу. Уходя, царь не взял ничего из сокровищ, кроме алмазной чаши, яхонтового кубка, цветка из драгоценных камней и трёх певиц, и хозяину выразил благодарность:
— Да поможет мне бог отплатить тебе.
Пустился царь в обратный путь и прибыл в свой город. Велел он отпустить визиря из темницы, вернул ему былой почёт и зажил, пируя и веселясь.
Господин того вельможи был волшебник. Он проведал обо всём, что произошло, разгневался на вельможу, схватил его, разорил, велел казнить. Вельможу повели на плаху. Он молил палачей не убивать его. Вельможа скрыл в наплечнике драгоценный камень и этим камнем купил себе жизнь. Те люди сказали:
— Ты знаешь сам, что наш господин — колдун и, где бы ты ни был на поверхности земли, он всё равно узнает с помощью ворожбы и погубит нас вместо тебя; но вот что мы сделаем…
Палачи упрятали его в сундук и отнесли на кладбище.
Волшебник поворожил, посмотрел, но того человека не было нигде на земле. Волшебник поверил, что его казнили.
В то время появились в городе воры, которые грабили не только дома, но не щадили и могил. Пришли они к той могиле, где был сундук, разрыли её, нашли сундук и вытащили. Увидели, что в нём сидит человек, и отпустили его.
Отправился он странствовать, исходил много земель и, никому неведомый, пришёл в столицу хорасанского царя. Царь пировал на высоком балконе, и пели ему те три певицы. Одна из них узнала в проходившем внизу человеке своего господина, заплакала и выронила из рук чанги (музыкальный инструмент).
Царь спросил её:
— Что с тобою случилось?
Та сказала, кого увидела. Стали искать того человека и нашли. Искупали его, одели и дали отдохнуть. На следующий день царь сел на коня, напал на волшебника, убил его, а все его владения отдал тому человеку.
Так отплатил он и так вознаградил вельможу за доброту.
В тот день царь задал пир и заклинал своих визирей сказать, слыхивал ли кто-нибудь из них и знавал ли царя, который был бы равен ему или превзошёл его щедростью. Шесть визирей клялись, что не слышали о подобном царе, младший же из визирей засмеялся.
Царь спросил:
— Почему ты смеёшься?
Визирь попросил дать клятву, что царь не убьёт его, и царь поклялся своей головой. Визирь, обнадёженный обещанием, доложил:
— В Китае живёт еврей по имени Малкоз, которому подвластен некий вельможа; равному ему по щедрости не бывало прежде, не будет и впредь.
Царь оскорбился, но, дав клятву, уже не мог умертвить визиря и заключил его в темницу. Сам же снял царские одежды, нарядился в другое платье и двинулся в путь, чтобы увидеть того вельможу. Прибыл в город, где тот жил. Оказалось, что у вельможи был такой обычай: как увидит где чужестранца, ведёт к себе домой; даст умыться и отдохнуть, нарядит, угостит и, наградив подарками, отпустит.
Случилось вельможе бродить в окрестностях города. Встретив того царя в образе нищего, он взял его к себе и поступил с ним так, как обычно поступал с другими. Когда нищего одели, вельможа увидел, что перед ним человек не простой, а достойный почёта и уважения. Стал расспрашивать, кто он, откуда родом, и заставил всё рассказать. Когда же узнал, что перед ним царь, пал ниц, смиренно склонив голову, и умолял простить, что не признал его сразу. Он ввёл его в свой дом, подобного которому не было даже у царя. Дом был убран с необычайной пышностью, ковры, занавеси — всё было из парчи. Он устроил пиршество в честь царя. Вся посуда была сделана из драгоценных камней. И всё это он подарил царю.
Девять дней ублажал он царя. Каждый день отводил ему всё более пышные покои, подавал лучшую, драгоценнейшую утварь, устраивал ещё более весёлые пиры и осыпал подарками.
Дивился царь величию и щедрости этого человека. На девятый день вельможа пригласил его в покои такой поразительной красоты, что и описать невозможно: ковры, занавеси, столы и утварь — всё было из цельных драгоценных камней. Из них же были выточены прекрасные подобия цветов и деревьев. Всё это он поднёс царю. И подарил ему ещё трёх певиц; не было им равных по красоте и голосу. Уходя, царь не взял ничего из сокровищ, кроме алмазной чаши, яхонтового кубка, цветка из драгоценных камней и трёх певиц, и хозяину выразил благодарность:
— Да поможет мне бог отплатить тебе.
Пустился царь в обратный путь и прибыл в свой город. Велел он отпустить визиря из темницы, вернул ему былой почёт и зажил, пируя и веселясь.
Господин того вельможи был волшебник. Он проведал обо всём, что произошло, разгневался на вельможу, схватил его, разорил, велел казнить. Вельможу повели на плаху. Он молил палачей не убивать его. Вельможа скрыл в наплечнике драгоценный камень и этим камнем купил себе жизнь. Те люди сказали:
— Ты знаешь сам, что наш господин — колдун и, где бы ты ни был на поверхности земли, он всё равно узнает с помощью ворожбы и погубит нас вместо тебя; но вот что мы сделаем…
Палачи упрятали его в сундук и отнесли на кладбище.
Волшебник поворожил, посмотрел, но того человека не было нигде на земле. Волшебник поверил, что его казнили.
В то время появились в городе воры, которые грабили не только дома, но не щадили и могил. Пришли они к той могиле, где был сундук, разрыли её, нашли сундук и вытащили. Увидели, что в нём сидит человек, и отпустили его.
Отправился он странствовать, исходил много земель и, никому неведомый, пришёл в столицу хорасанского царя. Царь пировал на высоком балконе, и пели ему те три певицы. Одна из них узнала в проходившем внизу человеке своего господина, заплакала и выронила из рук чанги (музыкальный инструмент).
Царь спросил её:
— Что с тобою случилось?
Та сказала, кого увидела. Стали искать того человека и нашли. Искупали его, одели и дали отдохнуть. На следующий день царь сел на коня, напал на волшебника, убил его, а все его владения отдал тому человеку.
Так отплатил он и так вознаградил вельможу за доброту.