Предначертанное и скрытые причины
Некогда Шо узнал о своём предназначении от провидца Ли, которому уже сам предсказал судьбу, и тот с ней согласился.
То, что случилось дальше с предсказателем, привело Шо к выводу: «Судьба каждого — в нём самом. Будь Ли тем, кто хотел спасти свою жизнь, он бы не погиб. Но иногда лучше расстаться с жизнью, чем с честью. Иначе, выжив, умрёшь для других и для себя».
— Многие согласятся с этим, Лао, — добавил мастер. — Что ж столь немногие этому следуют?
В другой раз, упоминая о судьбе, Учитель заметил:
— В неё вмешиваются и все обычные люди, желая воспрепятствовать или научить по-своему, а из этих желаний наши судьбы и складываются. Ибо тот, кто живёт среди себе подобных, потому им подобен, что они его сделали таковым, хотя у каждого своя дорога и идти чужой не с руки. Не всяк, однако, на свою решается.
— Это означает, — уточнил Гун, — что и у нас, учеников мастера, пути разойдутся, если внемлем этим словам. Причём, разойдутся, как между собой, так и с вами, Учитель…
Шо кивнул:
— Может быть, для того вы и пришли ко мне, чтоб получить в том подтверждение.
— Но Учитель, — снова обратился Гун, — если каждый считает правдой лишь свою, то причём тогда Должное и Предначертанное?
— Да, я говорил вам, что люди убеждены: прав тот, кто разделяет их мнение, — ответил Шо. — А крича: «Правда!», они считают таковой только собственную, хоть и она-то, обычно, ими позаимствована. Лишь тот, кто в силах понять, когда он неправ, увидеть иную сторону вещей и признать правильной чужую мысль, способен на многое. А Предначертанное Должным надо ещё угадать… Оно не каждому открывается. Но и после — один следует открывшемуся, а другой — не решается. Значит, мало его узнать.
Гун слушал, соглашаясь. Он задумчиво повторил:
— Мало его узнать…
— Учитель, — спросил после этого Вэй, — подлинные причины обычно скрыты?
— Ты прав. На поверхности могут быть только их знаки, которые не всякий верно прочтёт. Есть, конечно, случаи очевидные. Например, дым. Он — знак огня. Хотя причину огня и он не всегда объясняет. С прочими знаками куда сложнее. Истолковать их причины не так просто.
То, что случилось дальше с предсказателем, привело Шо к выводу: «Судьба каждого — в нём самом. Будь Ли тем, кто хотел спасти свою жизнь, он бы не погиб. Но иногда лучше расстаться с жизнью, чем с честью. Иначе, выжив, умрёшь для других и для себя».
— Многие согласятся с этим, Лао, — добавил мастер. — Что ж столь немногие этому следуют?
В другой раз, упоминая о судьбе, Учитель заметил:
— В неё вмешиваются и все обычные люди, желая воспрепятствовать или научить по-своему, а из этих желаний наши судьбы и складываются. Ибо тот, кто живёт среди себе подобных, потому им подобен, что они его сделали таковым, хотя у каждого своя дорога и идти чужой не с руки. Не всяк, однако, на свою решается.
— Это означает, — уточнил Гун, — что и у нас, учеников мастера, пути разойдутся, если внемлем этим словам. Причём, разойдутся, как между собой, так и с вами, Учитель…
Шо кивнул:
— Может быть, для того вы и пришли ко мне, чтоб получить в том подтверждение.
— Но Учитель, — снова обратился Гун, — если каждый считает правдой лишь свою, то причём тогда Должное и Предначертанное?
— Да, я говорил вам, что люди убеждены: прав тот, кто разделяет их мнение, — ответил Шо. — А крича: «Правда!», они считают таковой только собственную, хоть и она-то, обычно, ими позаимствована. Лишь тот, кто в силах понять, когда он неправ, увидеть иную сторону вещей и признать правильной чужую мысль, способен на многое. А Предначертанное Должным надо ещё угадать… Оно не каждому открывается. Но и после — один следует открывшемуся, а другой — не решается. Значит, мало его узнать.
Гун слушал, соглашаясь. Он задумчиво повторил:
— Мало его узнать…
— Учитель, — спросил после этого Вэй, — подлинные причины обычно скрыты?
— Ты прав. На поверхности могут быть только их знаки, которые не всякий верно прочтёт. Есть, конечно, случаи очевидные. Например, дым. Он — знак огня. Хотя причину огня и он не всегда объясняет. С прочими знаками куда сложнее. Истолковать их причины не так просто.