Левая и правая рука
Человек пришёл узнать у отшельника, почему на свете нет справедливости.
Тот странно поглядел и ответил:
— Потому что иначе жизнь была бы невозможна.
Поражённый такими словами, в свою очередь, странно взглянул на пустынника, и тому пришлось отвечать на новый не высказанный вопрос.
— Так устроено, что выживает не обязательно лучшее (кто определит его?), но сильнейшее в этих условиях, за счёт других, более слабых. Какая же тут справедливость?
Человек молчал, но пустынник видел: нужны пояснения. И дал их.
— Если убрать сильнейшего, его место займёт второй по силе, затем третий…
— Но разве все вместе не сильнее немногих?
— Сильнее, — подтвердил анахорет, — но не справедливее.
— Почему? — удивился человек.
— Толпа не умнее одного умного, и ей кто-то должен верховодить. А значит, возвращаемся к сильнейшему…
Человеку не понравился ответ, что он не скрыл. Отшельник грустно улыбнулся, подумав, что правда никому не нравится. Как не понравится и всеобщая справедливость, гряди она. Кто ж без греха? Недаром сказано: «Не моли Творца о справедливости, проси о милосердии…» И он предложил:
— Хочешь, я расскажу сказку? Глядишь, она поможет.
«Что он докажет своей байкой?» — усомнился человек, но согласился слушать.
Пустынник начал:
— Говорят, что Справедливость не ладит с Милосердием. Первая неумолима, грозна и карать готова, тогда как вторая… Не находят они общего языка. Поэтому, как утверждают, сидят по разные стороны от Всевышнего. А ещё говорят, что они и есть две руки Господа. Так как на земле нет порядка, и творится, бог знает что (из-за чего и вопрос твой), то Справедливость за то, чтоб любой ценой смести всё, что так себя ведёт. Получи она власть, всё и уничтожит, что не ответит её пониманию того, как должно быть. И вряд ли тогда уцелеет что-то, став упрёком Создателю несовершенного. Потому-то приберегает он Справедливость до Последних Дней, когда больше ничего не останется. Милосердие сидит от него по другую руку или является другой рукой. Но если жалеть всех, то в мире станет совсем невозможно жить. Никому. И, возможно, Творец выбрал известное нам правило: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». Пуская в ход то одну, то другую руку, то Справедливость, то Милосердие.
Тот странно поглядел и ответил:
— Потому что иначе жизнь была бы невозможна.
Поражённый такими словами, в свою очередь, странно взглянул на пустынника, и тому пришлось отвечать на новый не высказанный вопрос.
— Так устроено, что выживает не обязательно лучшее (кто определит его?), но сильнейшее в этих условиях, за счёт других, более слабых. Какая же тут справедливость?
Человек молчал, но пустынник видел: нужны пояснения. И дал их.
— Если убрать сильнейшего, его место займёт второй по силе, затем третий…
— Но разве все вместе не сильнее немногих?
— Сильнее, — подтвердил анахорет, — но не справедливее.
— Почему? — удивился человек.
— Толпа не умнее одного умного, и ей кто-то должен верховодить. А значит, возвращаемся к сильнейшему…
Человеку не понравился ответ, что он не скрыл. Отшельник грустно улыбнулся, подумав, что правда никому не нравится. Как не понравится и всеобщая справедливость, гряди она. Кто ж без греха? Недаром сказано: «Не моли Творца о справедливости, проси о милосердии…» И он предложил:
— Хочешь, я расскажу сказку? Глядишь, она поможет.
«Что он докажет своей байкой?» — усомнился человек, но согласился слушать.
Пустынник начал:
— Говорят, что Справедливость не ладит с Милосердием. Первая неумолима, грозна и карать готова, тогда как вторая… Не находят они общего языка. Поэтому, как утверждают, сидят по разные стороны от Всевышнего. А ещё говорят, что они и есть две руки Господа. Так как на земле нет порядка, и творится, бог знает что (из-за чего и вопрос твой), то Справедливость за то, чтоб любой ценой смести всё, что так себя ведёт. Получи она власть, всё и уничтожит, что не ответит её пониманию того, как должно быть. И вряд ли тогда уцелеет что-то, став упрёком Создателю несовершенного. Потому-то приберегает он Справедливость до Последних Дней, когда больше ничего не останется. Милосердие сидит от него по другую руку или является другой рукой. Но если жалеть всех, то в мире станет совсем невозможно жить. Никому. И, возможно, Творец выбрал известное нам правило: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». Пуская в ход то одну, то другую руку, то Справедливость, то Милосердие.