Божественная педагогика
Люди обратились к Мудрецу:
— Нам не нужна педагогика джунглей. Расскажи нам о другой педагогике.
Сказал Мудрец:
— Послушайте тогда притчу.
Объявил Царь царей конкурс на Божественную Педагогику. Пришли к нему мудрейшие мужи из разных стран и эпох. Сказал им Царь царей:
— Достопочтенные мужи, скажите мне о трёх вещах своей педагогики: об основополагающей идее, о главной цели и о главных методах воспитания.
Сказал Марк Фабий Квинтилиан:
— О, Царь царей! Вот моя главная идея воспитания: «Отец, как только родится у тебя сын, возложи на него самые большие надежды». Цель же — развитие души, ибо она у нас небесного происхождения. Методами я провозглашаю: заботу, естественность, игру.
Удивился Царь царей мудрости Квинтилиана:
— Истинно, это Божественная Педагогика!
Предстал перед ним Ян Амос Коменский.
— О, Царь царей! Основополагающую идею моей педагогики я извлекаю из сердца: «Ребёнок, пойми, что ты есть микрокосмос, способный объять макрокосмос». Цель воспитания ребёнка — воспитание в нём разума. Методы же — природосообразность и мудрость.
Восхитился Царь царей:
— Истинно, тоже Божественная Педагогика!
Преклонил свою голову перед Царём царей Иоганн Генрих Песталоцци:
— Послушай, о Царь, главную идею моей педагогики: «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, ноги — ходить, а руки — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Цель же в том, чтобы развить в ребёнке ум, сердце и руки в их единстве. Методами я предлагаю: природосообразность, доверие, сострадание.
Царь царей зааплодировал:
— Поистине, ты тоже даришь нам Божественную Педагогику!
Поклонился Царю царей Константин Дмитриевич Ушинский и произнёс:
— В основе моей педагогики заложена мысль: «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясная дорога добра». Целью я ставлю воспитание духовно и нравственно возвышенного человека. Методы мои — народность, общественное воспитание, жизнь и устремлённость.
Царь царей торжественно произнёс:
— Признаю твою Педагогику Божественной!
Перед Царём царей преклонил свою голову Януш Корчак и грустно произнёс:
— Вот вам моя вера: «Нет детей — есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств». Цель моя — воспитание радостного человека. Методы мои идут от сердца моего: романтика воспитания, непосредственность, преданность и самопожертвование.
Царь царей преклонился перед Янушем Корчаком:
— Свою Божественную Педагогику ты защитил своей жизнью!
Перед Царём царей предстал Василий Александрович Сухомлинский. Он приложил руку к сердцу и произнёс:
— Основание моей педагогики есть моя вера: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира». Цель, к которой я стремлюсь, — это воспитание гражданина, духовно и нравственно чистого. Методами воспитания я признаю: любовь, воспитание сердцем, творчество и радость.
Царь царей пожал руку Сухомлинскому. Выслушав всех, он провозгласил:
— О, достопочтенные мужи, каждая Педагогика, преподнесённая вами, — Божественная. Дадим их народам нашего царства, пусть люди сами выберут, по какой Божественной Педагогике хотят воспитывать своих детей!
Мудрец умолк. Молчание людей затянулось. Смотрел Мудрец на них и с грустью думал: «О человек, ты не осилишь проблему воспитания до тех пор, пока не осилишь самого себя, ибо она в тебе, а не в ребёнке. Пока ты полагаешь, что сам уже воспитан, ребёнок твой много раз пострадает от твоих воспитательных оплошностей».
— Нам не нужна педагогика джунглей. Расскажи нам о другой педагогике.
Сказал Мудрец:
— Послушайте тогда притчу.
Объявил Царь царей конкурс на Божественную Педагогику. Пришли к нему мудрейшие мужи из разных стран и эпох. Сказал им Царь царей:
— Достопочтенные мужи, скажите мне о трёх вещах своей педагогики: об основополагающей идее, о главной цели и о главных методах воспитания.
Сказал Марк Фабий Квинтилиан:
— О, Царь царей! Вот моя главная идея воспитания: «Отец, как только родится у тебя сын, возложи на него самые большие надежды». Цель же — развитие души, ибо она у нас небесного происхождения. Методами я провозглашаю: заботу, естественность, игру.
Удивился Царь царей мудрости Квинтилиана:
— Истинно, это Божественная Педагогика!
Предстал перед ним Ян Амос Коменский.
— О, Царь царей! Основополагающую идею моей педагогики я извлекаю из сердца: «Ребёнок, пойми, что ты есть микрокосмос, способный объять макрокосмос». Цель воспитания ребёнка — воспитание в нём разума. Методы же — природосообразность и мудрость.
Восхитился Царь царей:
— Истинно, тоже Божественная Педагогика!
Преклонил свою голову перед Царём царей Иоганн Генрих Песталоцци:
— Послушай, о Царь, главную идею моей педагогики: «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, ноги — ходить, а руки — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Цель же в том, чтобы развить в ребёнке ум, сердце и руки в их единстве. Методами я предлагаю: природосообразность, доверие, сострадание.
Царь царей зааплодировал:
— Поистине, ты тоже даришь нам Божественную Педагогику!
Поклонился Царю царей Константин Дмитриевич Ушинский и произнёс:
— В основе моей педагогики заложена мысль: «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясная дорога добра». Целью я ставлю воспитание духовно и нравственно возвышенного человека. Методы мои — народность, общественное воспитание, жизнь и устремлённость.
Царь царей торжественно произнёс:
— Признаю твою Педагогику Божественной!
Перед Царём царей преклонил свою голову Януш Корчак и грустно произнёс:
— Вот вам моя вера: «Нет детей — есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств». Цель моя — воспитание радостного человека. Методы мои идут от сердца моего: романтика воспитания, непосредственность, преданность и самопожертвование.
Царь царей преклонился перед Янушем Корчаком:
— Свою Божественную Педагогику ты защитил своей жизнью!
Перед Царём царей предстал Василий Александрович Сухомлинский. Он приложил руку к сердцу и произнёс:
— Основание моей педагогики есть моя вера: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира». Цель, к которой я стремлюсь, — это воспитание гражданина, духовно и нравственно чистого. Методами воспитания я признаю: любовь, воспитание сердцем, творчество и радость.
Царь царей пожал руку Сухомлинскому. Выслушав всех, он провозгласил:
— О, достопочтенные мужи, каждая Педагогика, преподнесённая вами, — Божественная. Дадим их народам нашего царства, пусть люди сами выберут, по какой Божественной Педагогике хотят воспитывать своих детей!
Мудрец умолк. Молчание людей затянулось. Смотрел Мудрец на них и с грустью думал: «О человек, ты не осилишь проблему воспитания до тех пор, пока не осилишь самого себя, ибо она в тебе, а не в ребёнке. Пока ты полагаешь, что сам уже воспитан, ребёнок твой много раз пострадает от твоих воспитательных оплошностей».