Царство
Суфийская притча
Один из суфийских Мастеров сказал своему спутнику:
— Мне нужны деньги. Надо спасти царя, которому нечем заплатить армии.
— Но разве царь не в состоянии раздобыть денег сам?! — воскликнул спутник.
— Народ не должен знать, что царь не в состоянии заставить его платить налоги — иначе другой монарх одолеет нашего, и будет ещё хуже.
Они вышли из дому и отправились на поиски денег. В первом же доме, куда они постучались, хозяин сказал:
— Возьмите всё, что у меня есть, ведь я знаю: вы мудры и добры.
Однако мудрец отказался взять у него деньги. Спутник спросил, почему он так сделал. Мастер ответил:
— Должен ли я ради спасения царя грабить человека, который отдаст последнее, а после станет позволять себе всё, что душе угодно, веря, что купил себе всепрощение?
— Но тогда зачем мы постучались в этот дом?
— Чтобы увидеть, продвинулся ли этот человек в своём внутреннем развитии и способен ли он давать, не покупая.
Во втором доме Мастер из предложенных ему денег взял половину. И снова его товарищ спросил, почему он не взял всё или не отказался от денег вообще.
— Потому что на этого человека произведёт впечатление, что мы не взяли всё. Благодаря этому он со вниманием отнесётся к тому, что станет делать и говорить следующий дервиш, который пройдёт этим путём и который, возможно, будет истинным дервишем.
— Ну, а если бы мы отказались от всех денег, разве это не произвело бы на него ещё большего впечатления?
— Не на данного человека. Этот удивился бы, что мы не исполняем свою миссию – собирать деньги для царя.
— А что бы вы сделали, если бы знали точно, что следующий дервиш, который постучится сюда, будет мнимым?
— Я бы настроил этого человека против нас, чтобы на какое-то время предохранить его от излишнего доверия дервишам.
Через несколько недель, странствуя, они собрали требуемую сумму. Теперь товарищ сказал:
— Удивляюсь я: почему вы, святой дервиш, не употребили для получения столь неотложно необходимых денег оккультные силы?
Мастер ответил:
— Одной из причин было то, что ты сам нуждался в уроках этого путешествия.
— Но как может быть, чтобы я вынес что-либо из него, если я всё ещё продолжаю задавать вам дурацкие вопросы? — сказал товарищ.
— А вот это и есть тот вопрос, который тебе было необходимо задать, — ответил дервиш, — чтобы получить ответ: «На этой несовершенной Земле, если уж так получилось, что наши ноги стоят на ней, мы вынуждены применять несовершенные, земные методы». Для того, чтобы позволить себе использовать особые силы, человек должен оказаться вовлечённым в нечто, гораздо более значительное, нежели добывание платы для армии — пусть даже это делается, как в данном случае, ради сохранения стабильности целого царства.
Один из суфийских Мастеров сказал своему спутнику:
— Мне нужны деньги. Надо спасти царя, которому нечем заплатить армии.
— Но разве царь не в состоянии раздобыть денег сам?! — воскликнул спутник.
— Народ не должен знать, что царь не в состоянии заставить его платить налоги — иначе другой монарх одолеет нашего, и будет ещё хуже.
Они вышли из дому и отправились на поиски денег. В первом же доме, куда они постучались, хозяин сказал:
— Возьмите всё, что у меня есть, ведь я знаю: вы мудры и добры.
Однако мудрец отказался взять у него деньги. Спутник спросил, почему он так сделал. Мастер ответил:
— Должен ли я ради спасения царя грабить человека, который отдаст последнее, а после станет позволять себе всё, что душе угодно, веря, что купил себе всепрощение?
— Но тогда зачем мы постучались в этот дом?
— Чтобы увидеть, продвинулся ли этот человек в своём внутреннем развитии и способен ли он давать, не покупая.
Во втором доме Мастер из предложенных ему денег взял половину. И снова его товарищ спросил, почему он не взял всё или не отказался от денег вообще.
— Потому что на этого человека произведёт впечатление, что мы не взяли всё. Благодаря этому он со вниманием отнесётся к тому, что станет делать и говорить следующий дервиш, который пройдёт этим путём и который, возможно, будет истинным дервишем.
— Ну, а если бы мы отказались от всех денег, разве это не произвело бы на него ещё большего впечатления?
— Не на данного человека. Этот удивился бы, что мы не исполняем свою миссию – собирать деньги для царя.
— А что бы вы сделали, если бы знали точно, что следующий дервиш, который постучится сюда, будет мнимым?
— Я бы настроил этого человека против нас, чтобы на какое-то время предохранить его от излишнего доверия дервишам.
Через несколько недель, странствуя, они собрали требуемую сумму. Теперь товарищ сказал:
— Удивляюсь я: почему вы, святой дервиш, не употребили для получения столь неотложно необходимых денег оккультные силы?
Мастер ответил:
— Одной из причин было то, что ты сам нуждался в уроках этого путешествия.
— Но как может быть, чтобы я вынес что-либо из него, если я всё ещё продолжаю задавать вам дурацкие вопросы? — сказал товарищ.
— А вот это и есть тот вопрос, который тебе было необходимо задать, — ответил дервиш, — чтобы получить ответ: «На этой несовершенной Земле, если уж так получилось, что наши ноги стоят на ней, мы вынуждены применять несовершенные, земные методы». Для того, чтобы позволить себе использовать особые силы, человек должен оказаться вовлечённым в нечто, гораздо более значительное, нежели добывание платы для армии — пусть даже это делается, как в данном случае, ради сохранения стабильности целого царства.