Увеличение необходимости
Суфийская притча
Самовластный правитель Туркестана однажды вечером, слушая рассказы дервиша, спросил его о Хызре.
— Хызр, — сказал дервиш, — приходит тогда, когда в нём нуждаются. Человек, который схватит его за полы халата, когда он появится, станет совершенным мудрецом.
— Это может произойти с каждым? — спросил царь.
— Да, с каждым, кто достоин, — ответил дервиш.
«Кто «достойнее» меня?» — подумал царь и тут же велел издать указ: «Того, кто приведёт ко мне невидимого Хызра, великого покровителя людей, я озолочу».
Крики глашатаев услыхал бедный старик Бахтияр Баба. Он пришёл к своей жене и сказал:
— У меня есть план. Скоро мы разбогатеем, но потом мне придётся умереть. Я этого не боюсь, зато ты проживёшь до конца своих дней в достатке.
И вот Бахтияр Баба предстал перед царём и заявил, что в течение 40 дней он сможет найти Хызра, если царь выдаст ему тысячу золотых.
— Если ты в самом деле приведёшь Хызра, — сказал царь, — получишь ещё 10 тысяч. Но если не приведёшь, умрёшь позорной смертью в назидание тем, кто полагает, что можно шутить с царями.
Бахтияр остался доволен этим условием и ушёл, получив тысячу золотых. Вернувшись домой, он отдал деньги жене, чтобы она могла безбедно прожить остаток своих дней. Все сорок дней он провёл в размышлениях, готовясь к переходу в другой мир. На сороковой день он снова пришёл к царю.
— Мой повелитель, — сказал он, — по своей жадности ты решил, что с помощью денег сможешь вызвать Хызра. Но Хызр, как известно, не появляется в ответ на призыв, обусловленный жадностью.
От этих слов монарх пришёл в бешенство.
— Негодяй, — взревел он, — ты поплатишься жизнью за свою дерзость. Кто ты такой, чтобы смеяться над желаниями царя?!
Бахтияр как ни в чём не бывало продолжал:
— В легенде говорится, что с Хызром может встретиться любой человек, но то, какую пользу он извлечёт из этой встречи, зависит от того, насколько чисты его намерения. Хызр, говорят, может посетить человека, если он достоин его посещения, и будет присутствовать столько времени, сколько достоин его присутствия человек. Таковы условия, и не в нашей власти что-либо изменить.
— Довольно разглагольствовать, — закричал царь. — Этим ты не спасёшь свою жизнь. Остаётся только, чтобы мои министры выбрали тебе казнь.
С этими словами правитель повернулся к своим министрам и спросил:
— Какую смерть заслуживает этот человек?
Первый министр ответил:
— Его надо сжечь живьём в назидание другим.
Второй министр, получив слово, сказал:
— Лучше всего разрубить его на части.
Третий министр высказался так:
— Я думаю, его нужно отпустить и обеспечить всем необходимым для жизни, потому что только нужда, которую испытывала его семья, толкнула его на преступление.
Лишь только министр окончил свою речь, в тронный зал вошёл древний старец и прямо с порога заговорил:
— Каждый из этих людей высказался так, как ему подсказывало его скрытое пристрастие.
— Что это значит? — спросил удивлённый царь.
— Это значит, что первый министр был в прошлом пекарем. Поэтому он предложил зажарить Бахтияра. Второй министр был когда-то неплохим мясником, вот почему он посоветовал четвертовать Бахтияра. Третий же министр изучал искусство управления государством и сумел разобраться в причинах этого происшествия. Теперь примите к сведению следующее: во-первых, Хызр появляется и помогает тому, кто способен извлечь пользу из его посещения. Во-вторых, этот человек по имени Бахтияр, которого я называю Баба в знак его жертвы, вынужден был поступить так, как поступил, — потому что находился в сильнейшем отчаянии. Он увеличил свою необходимость во мне, и я к нему пришёл.
Сказав так, древний старец исчез на глазах изумлённых присутствующих.
Стремясь выполнить указание Хызра, царь назначил Бахтияру постоянную пенсию. Первого и второго министров изгнали из дворца, и тысяча золотых благодарным Бахтияром и его женой была возвращена в казну. Царь же оказался достоин снова повстречаться с Хызром, но о том, что произошло при этой встрече, рассказывается в другой истории.
Самовластный правитель Туркестана однажды вечером, слушая рассказы дервиша, спросил его о Хызре.
— Хызр, — сказал дервиш, — приходит тогда, когда в нём нуждаются. Человек, который схватит его за полы халата, когда он появится, станет совершенным мудрецом.
— Это может произойти с каждым? — спросил царь.
— Да, с каждым, кто достоин, — ответил дервиш.
«Кто «достойнее» меня?» — подумал царь и тут же велел издать указ: «Того, кто приведёт ко мне невидимого Хызра, великого покровителя людей, я озолочу».
Крики глашатаев услыхал бедный старик Бахтияр Баба. Он пришёл к своей жене и сказал:
— У меня есть план. Скоро мы разбогатеем, но потом мне придётся умереть. Я этого не боюсь, зато ты проживёшь до конца своих дней в достатке.
И вот Бахтияр Баба предстал перед царём и заявил, что в течение 40 дней он сможет найти Хызра, если царь выдаст ему тысячу золотых.
— Если ты в самом деле приведёшь Хызра, — сказал царь, — получишь ещё 10 тысяч. Но если не приведёшь, умрёшь позорной смертью в назидание тем, кто полагает, что можно шутить с царями.
Бахтияр остался доволен этим условием и ушёл, получив тысячу золотых. Вернувшись домой, он отдал деньги жене, чтобы она могла безбедно прожить остаток своих дней. Все сорок дней он провёл в размышлениях, готовясь к переходу в другой мир. На сороковой день он снова пришёл к царю.
— Мой повелитель, — сказал он, — по своей жадности ты решил, что с помощью денег сможешь вызвать Хызра. Но Хызр, как известно, не появляется в ответ на призыв, обусловленный жадностью.
От этих слов монарх пришёл в бешенство.
— Негодяй, — взревел он, — ты поплатишься жизнью за свою дерзость. Кто ты такой, чтобы смеяться над желаниями царя?!
Бахтияр как ни в чём не бывало продолжал:
— В легенде говорится, что с Хызром может встретиться любой человек, но то, какую пользу он извлечёт из этой встречи, зависит от того, насколько чисты его намерения. Хызр, говорят, может посетить человека, если он достоин его посещения, и будет присутствовать столько времени, сколько достоин его присутствия человек. Таковы условия, и не в нашей власти что-либо изменить.
— Довольно разглагольствовать, — закричал царь. — Этим ты не спасёшь свою жизнь. Остаётся только, чтобы мои министры выбрали тебе казнь.
С этими словами правитель повернулся к своим министрам и спросил:
— Какую смерть заслуживает этот человек?
Первый министр ответил:
— Его надо сжечь живьём в назидание другим.
Второй министр, получив слово, сказал:
— Лучше всего разрубить его на части.
Третий министр высказался так:
— Я думаю, его нужно отпустить и обеспечить всем необходимым для жизни, потому что только нужда, которую испытывала его семья, толкнула его на преступление.
Лишь только министр окончил свою речь, в тронный зал вошёл древний старец и прямо с порога заговорил:
— Каждый из этих людей высказался так, как ему подсказывало его скрытое пристрастие.
— Что это значит? — спросил удивлённый царь.
— Это значит, что первый министр был в прошлом пекарем. Поэтому он предложил зажарить Бахтияра. Второй министр был когда-то неплохим мясником, вот почему он посоветовал четвертовать Бахтияра. Третий же министр изучал искусство управления государством и сумел разобраться в причинах этого происшествия. Теперь примите к сведению следующее: во-первых, Хызр появляется и помогает тому, кто способен извлечь пользу из его посещения. Во-вторых, этот человек по имени Бахтияр, которого я называю Баба в знак его жертвы, вынужден был поступить так, как поступил, — потому что находился в сильнейшем отчаянии. Он увеличил свою необходимость во мне, и я к нему пришёл.
Сказав так, древний старец исчез на глазах изумлённых присутствующих.
Стремясь выполнить указание Хызра, царь назначил Бахтияру постоянную пенсию. Первого и второго министров изгнали из дворца, и тысяча золотых благодарным Бахтияром и его женой была возвращена в казну. Царь же оказался достоин снова повстречаться с Хызром, но о том, что произошло при этой встрече, рассказывается в другой истории.