Собиратель света
Суфийская притча
Некоего дервиша называли Ноургир — «Собиратель Света» — из-за того, что он владел глиняным сосудом, который вбирал в себя дневной свет и даже свет свечи, а затем излучал этот свет по желанию дервиша.
Какой-то учёный обратился к дервишу:
— Мы не оспариваем удивительные свойства твоего капкана для света, но ставим под сомнение то, что тебе приписывает молва, — видеть сердца людей. Если ты действительно способен видеть внутренние свойства людей, их потенциал, то как же объяснить, что тебе только что продали арбуз, оказавшийся невкусным?
Ноургир сказал:
— Не согласитесь ли вы пройти со мной и принять участие в одном эксперименте?
Учёный отказался и впоследствии стал распускать слух, что Ноургир шарлатан. Много месяцев учёный не переставая, клеветал на дервиша, пока оба они не оказались однажды при дворе короля той страны, который проявил интерес к этому противостоянию.
Король сказал:
— Моих ушей достигло, что этот учёный, бросив вызов тому дервишу, сам отказался участвовать в демонстрации его способностей. Такое отношение угрожает доброму миропорядку и способно нарушить равновесие в обществе. Я провозглашаю учёного шакалом, и эта репутация останется за ним, пока он не прекратит разглагольствовать о фактах, не подвергнув себя воздействию реальности. Трудно представить себе, чтобы учёный согласился остаться в глазах мира тупым животным, а именно таковым сочтут его люди, коль скоро он будет основывать свои доказательства на пустом мнении, раздражаться и клеветать, или делать что-либо подобное, что служит отличительным признаком лжеучёного, а никак не настоящего учёного.
— Слушаем и повинуемся, — в один голос ответили дервиш и учёный.
Дервиш повёл учёного на вершину горы, где они провели три дня, в течение которых дервиш разъяснял учёному дервишескую науку. Затем они спустились в ущелье, а там их ждала уже толпа свидетелей, возглавляемая королём.
Огромная вереница людей тянулась к этому месту, кто на лошадях, кто на мулах, кто на ослах, а кто и вовсе пешком и, когда все собрались, дервиш сказал:
— Взгляни! О Король и учёный! Сейчас я положу руку на плечо этому учёному и передам ему часть своей восприимчивости. Когда к нему начнут подходить люди из толпы и склоняться перед ним, учёный будет воспринимать их тайные мысли. Эта восприимчивость и явится ответом на вопрос, почему дервиш не пользуется своими силами постоянно.
И вот, конечно же, по мере того, как к учёному один за другим подходили люди, лицо его всё больше и больше выражало усиливающееся страдание. Он стал выкрикивать бессвязные фразы:
— Этот человек — как он отвратителен, фу!
А глядя на другого:
— Не делай того, что задумал, о, человек! Это приведёт тебя к гибели. Увидев следующего, он сказал:
— Этот выглядит, как злодей, но именно он станет орудием спасения многих.
Учёный говорил так бессвязно, что всем казалось, будто он лишился рассудка. Лицо его избороздили старческие морщины, чёрная борода поседела.
Спустя примерно час учёный скинул со своего плеча руку дервиша и бросился королю в ноги.
— Ваше величество, — взмолился он, — не могу я больше выносить это знание! Я видел людей, которые выглядят, как святые, но только притворяются. Хуже того, я увидел тех, кто считается праведным, хотя их порочность как раз в том, что они принимают избранный ими путь за истинный. Я видел и переживал то, что, как считается, невозможно пережить человеку.
— Какую мудрость ты извлёк из этого опыта? — спросил король.
Учёный ответил:
— Я понял, что любой человек, будь он всегда в состоянии воспринимать истинное положение, в котором пребывают люди, сошёл бы с ума.
Тогда дервиш сказал:
— Теперь вы поняли, что дервишеское знание включает в себя знание того, когда бодрствовать, а когда оставаться во сне.
Некоего дервиша называли Ноургир — «Собиратель Света» — из-за того, что он владел глиняным сосудом, который вбирал в себя дневной свет и даже свет свечи, а затем излучал этот свет по желанию дервиша.
Какой-то учёный обратился к дервишу:
— Мы не оспариваем удивительные свойства твоего капкана для света, но ставим под сомнение то, что тебе приписывает молва, — видеть сердца людей. Если ты действительно способен видеть внутренние свойства людей, их потенциал, то как же объяснить, что тебе только что продали арбуз, оказавшийся невкусным?
Ноургир сказал:
— Не согласитесь ли вы пройти со мной и принять участие в одном эксперименте?
Учёный отказался и впоследствии стал распускать слух, что Ноургир шарлатан. Много месяцев учёный не переставая, клеветал на дервиша, пока оба они не оказались однажды при дворе короля той страны, который проявил интерес к этому противостоянию.
Король сказал:
— Моих ушей достигло, что этот учёный, бросив вызов тому дервишу, сам отказался участвовать в демонстрации его способностей. Такое отношение угрожает доброму миропорядку и способно нарушить равновесие в обществе. Я провозглашаю учёного шакалом, и эта репутация останется за ним, пока он не прекратит разглагольствовать о фактах, не подвергнув себя воздействию реальности. Трудно представить себе, чтобы учёный согласился остаться в глазах мира тупым животным, а именно таковым сочтут его люди, коль скоро он будет основывать свои доказательства на пустом мнении, раздражаться и клеветать, или делать что-либо подобное, что служит отличительным признаком лжеучёного, а никак не настоящего учёного.
— Слушаем и повинуемся, — в один голос ответили дервиш и учёный.
Дервиш повёл учёного на вершину горы, где они провели три дня, в течение которых дервиш разъяснял учёному дервишескую науку. Затем они спустились в ущелье, а там их ждала уже толпа свидетелей, возглавляемая королём.
Огромная вереница людей тянулась к этому месту, кто на лошадях, кто на мулах, кто на ослах, а кто и вовсе пешком и, когда все собрались, дервиш сказал:
— Взгляни! О Король и учёный! Сейчас я положу руку на плечо этому учёному и передам ему часть своей восприимчивости. Когда к нему начнут подходить люди из толпы и склоняться перед ним, учёный будет воспринимать их тайные мысли. Эта восприимчивость и явится ответом на вопрос, почему дервиш не пользуется своими силами постоянно.
И вот, конечно же, по мере того, как к учёному один за другим подходили люди, лицо его всё больше и больше выражало усиливающееся страдание. Он стал выкрикивать бессвязные фразы:
— Этот человек — как он отвратителен, фу!
А глядя на другого:
— Не делай того, что задумал, о, человек! Это приведёт тебя к гибели. Увидев следующего, он сказал:
— Этот выглядит, как злодей, но именно он станет орудием спасения многих.
Учёный говорил так бессвязно, что всем казалось, будто он лишился рассудка. Лицо его избороздили старческие морщины, чёрная борода поседела.
Спустя примерно час учёный скинул со своего плеча руку дервиша и бросился королю в ноги.
— Ваше величество, — взмолился он, — не могу я больше выносить это знание! Я видел людей, которые выглядят, как святые, но только притворяются. Хуже того, я увидел тех, кто считается праведным, хотя их порочность как раз в том, что они принимают избранный ими путь за истинный. Я видел и переживал то, что, как считается, невозможно пережить человеку.
— Какую мудрость ты извлёк из этого опыта? — спросил король.
Учёный ответил:
— Я понял, что любой человек, будь он всегда в состоянии воспринимать истинное положение, в котором пребывают люди, сошёл бы с ума.
Тогда дервиш сказал:
— Теперь вы поняли, что дервишеское знание включает в себя знание того, когда бодрствовать, а когда оставаться во сне.