Путешествие Минаи
Суфийская притча
Всякая палка о двух концах.
(Пословица)
Мохсин Минаи, работая подмастерьем у мастера по эмали, был не удовлетворён своим положением в жизни, и отправился странствовать в поисках удачи.
Он покидал свой город в надежде найти благоприятные возможности. Только он вышел за городские ворота, как кто-то, кого он едва знал, окликнул его:
— Мохсин! Если ты ищешь работу эмальщика, я знаю одну мастерскую. Там нужен мастер.
Минаи ответил:
— Нет, спасибо. Такая жизнь больше не по мне. Я ищу чего-нибудь поинтереснее.
Однако если бы он принял это предложение, то вскоре стал бы знаменитым эмальщиком, всеми уважаемым художником, ибо именно к этому привела бы его цепь событий, начало которых он отказался принять.
Этот случай ещё больше укрепил его в желании идти навстречу судьбе. Он сказал себе: «Если бы я не отправился в путешествие, а продолжал сидеть в лавке эмальщика на базаре, прошли бы годы прежде чем мне представилась возможность стать полноценным мастером. Это лишний раз доказывает, что странствия способствуют встрече с благоприятными обстоятельствами».
И он продолжил свой путь. Спустя какое-то время встречает он незнакомца и тот говорит ему;
— Кто ты по профессии?
— Я мастер по эмали, — сказал Мохсин, а сам подумал: «Во всяком случае, я был бы мастером, останься я в своём городе. С какой стати представляться простым подмастерьем?».
Тогда незнакомец сказал: «Моя сестра выходит замуж, и я с удовольствием подарил бы ей несколько уникальных изделий из эмали. Ты справишься с этой работой, если я предоставлю условия и необходимые материалы?
— Разумеется, — ответил Мохсин.
Итак, он обосновался в деревушке неподалёку и вскоре изготовил необыкновенной красоты эмалевый браслет для новобрачной.
«Ну вот, — рассуждал про себя Минаи, — сбывается; я зарабатываю деньги, уважение и восхищение ценителей, а всё благодаря тому, что присвоил себе статус, которого не имел, но который, совершенно очевидно, заслуживаю».
Со своей первой независимой и щедрой выручки он купил лавку, решив на некоторое время обосноваться в новом городе.
Но вскоре после этого какой-то человек вошёл в его мастерскую и сказал:
— Я мастер по эмали. Хочу переехать в ваш город. Продай мне своё дело.
И предложил Мохсину столь высокую цену за мастерскую и за его благорасположение, что сделка вскоре состоялась, и Минаи снова оказался в пути.
Пройдя день или два по дороге, Минаи был окружён разбойниками, которые забрали все его деньги, а его самого, раздетого, избитого и беспомощного, оставили на земле.
Минаи не ведал, что если бы он задержался в том месте, где работал мастером, вышло бы ещё хуже, ибо в тот самый день, когда он покинул город, землетрясение разрушило его дом и лавку, а новый хозяин погиб.
И вот лежит Минаи на дороге, сетует на свою судьбу и ругает себя за неусидчивость, горько сожалея, что, поддавшись жадности, продал мастерскую.
Тут какой-то великодушный человек, проходя той дорогой, видит несчастного эмальщика, подходит к нему и говорит:
— Идём со мной. Я помогу тебе.
Минаи оказался в доме этого человека, где и провёл некоторое время, пока не исцелился от ран. Новый знакомый предложил Минаи работу садовника в своём саду. Так Минаи прожил три года, боясь пускаться в новые странствия, где его подстерегают новые беды, потому как считал, что удача изменила ему. В то же время Минаи весьма гордился своим смирением, ведь ему, мастеру по эмали, удалось подавить самолюбие и довольствоваться скромной работой садовника. Он мнил себя чуть не праведником, ведь он путём беззаветного служения возвратил долг своему спасителю. И всё это за один порыв великодушия, проявленного к нищему страннику!
Чего Минаи не знал, однако, так это того, что если бы он оставался на дороге ещё некоторое время, с ним случилось бы нечто совсем иное. Разбойники, после того, как их постигли одна за другой ряд неудач, перессорились между собой. Атаман был убит своим помощником, который принёс назад все деньги, отнятые у Минаи, да ещё с избытком, и оставил их на месте, где они бросили Минаи, надеясь тем самым избавиться от «проклятия».
Проработав тысячу дней в саду своего благодетеля, Минаи попросил разрешения уйти и направился в соседний город. Там он устроился подмастерьем к мастеру по эмали, а затем в положенное время добился повышения; его назначили на должность главного эмальщика при ювелире.
«Теперь, — сказал он себе, — я снова вернулся на свою тропу, ибо я опять там, где и начинал и где давно находился бы, не поддайся я соблазну собственного величия и не пустись в это странствие».
Чего, однако, он не знал, так это того, что его фантазии по поводу собственного смирения и его пустая вера, будто все события его жизни образуют некое завершённое целое, были препятствием на пути к подлинному прогрессу.
Когда в результате какой-то ошибки Минаи был арестован за кражу на работе, течение его мыслей приняло следующий оборот:
«Конечно, останься я там, где был с самого начала, мне было бы куда лучше. Но несчастия, постигшие меня сегодня, только испытание. И мне необходимо запастись терпением».
Чего он не осознавал и так никогда и не понял до конца своих дней, так это того, что разные события относятся к разным причинно-следственным нитям человеческой жизни. Всякий, кто пытается увязать их в единую историю и льстит себе предположением, что всё это его одна судьба, получит результат, который вовсе не «испытание» смирения и терпения, но плата за собственную глупость. Люди, постоянно воображающие, что им посланы испытания, на самом деле расплачиваются за свою глупость и становятся жертвами своего тщеславия, которое не позволяет им даже вообразить, что в то или иное время они пожинают плоды того, что сами посеяли.
Всякая палка о двух концах.
(Пословица)
Мохсин Минаи, работая подмастерьем у мастера по эмали, был не удовлетворён своим положением в жизни, и отправился странствовать в поисках удачи.
Он покидал свой город в надежде найти благоприятные возможности. Только он вышел за городские ворота, как кто-то, кого он едва знал, окликнул его:
— Мохсин! Если ты ищешь работу эмальщика, я знаю одну мастерскую. Там нужен мастер.
Минаи ответил:
— Нет, спасибо. Такая жизнь больше не по мне. Я ищу чего-нибудь поинтереснее.
Однако если бы он принял это предложение, то вскоре стал бы знаменитым эмальщиком, всеми уважаемым художником, ибо именно к этому привела бы его цепь событий, начало которых он отказался принять.
Этот случай ещё больше укрепил его в желании идти навстречу судьбе. Он сказал себе: «Если бы я не отправился в путешествие, а продолжал сидеть в лавке эмальщика на базаре, прошли бы годы прежде чем мне представилась возможность стать полноценным мастером. Это лишний раз доказывает, что странствия способствуют встрече с благоприятными обстоятельствами».
И он продолжил свой путь. Спустя какое-то время встречает он незнакомца и тот говорит ему;
— Кто ты по профессии?
— Я мастер по эмали, — сказал Мохсин, а сам подумал: «Во всяком случае, я был бы мастером, останься я в своём городе. С какой стати представляться простым подмастерьем?».
Тогда незнакомец сказал: «Моя сестра выходит замуж, и я с удовольствием подарил бы ей несколько уникальных изделий из эмали. Ты справишься с этой работой, если я предоставлю условия и необходимые материалы?
— Разумеется, — ответил Мохсин.
Итак, он обосновался в деревушке неподалёку и вскоре изготовил необыкновенной красоты эмалевый браслет для новобрачной.
«Ну вот, — рассуждал про себя Минаи, — сбывается; я зарабатываю деньги, уважение и восхищение ценителей, а всё благодаря тому, что присвоил себе статус, которого не имел, но который, совершенно очевидно, заслуживаю».
Со своей первой независимой и щедрой выручки он купил лавку, решив на некоторое время обосноваться в новом городе.
Но вскоре после этого какой-то человек вошёл в его мастерскую и сказал:
— Я мастер по эмали. Хочу переехать в ваш город. Продай мне своё дело.
И предложил Мохсину столь высокую цену за мастерскую и за его благорасположение, что сделка вскоре состоялась, и Минаи снова оказался в пути.
Пройдя день или два по дороге, Минаи был окружён разбойниками, которые забрали все его деньги, а его самого, раздетого, избитого и беспомощного, оставили на земле.
Минаи не ведал, что если бы он задержался в том месте, где работал мастером, вышло бы ещё хуже, ибо в тот самый день, когда он покинул город, землетрясение разрушило его дом и лавку, а новый хозяин погиб.
И вот лежит Минаи на дороге, сетует на свою судьбу и ругает себя за неусидчивость, горько сожалея, что, поддавшись жадности, продал мастерскую.
Тут какой-то великодушный человек, проходя той дорогой, видит несчастного эмальщика, подходит к нему и говорит:
— Идём со мной. Я помогу тебе.
Минаи оказался в доме этого человека, где и провёл некоторое время, пока не исцелился от ран. Новый знакомый предложил Минаи работу садовника в своём саду. Так Минаи прожил три года, боясь пускаться в новые странствия, где его подстерегают новые беды, потому как считал, что удача изменила ему. В то же время Минаи весьма гордился своим смирением, ведь ему, мастеру по эмали, удалось подавить самолюбие и довольствоваться скромной работой садовника. Он мнил себя чуть не праведником, ведь он путём беззаветного служения возвратил долг своему спасителю. И всё это за один порыв великодушия, проявленного к нищему страннику!
Чего Минаи не знал, однако, так это того, что если бы он оставался на дороге ещё некоторое время, с ним случилось бы нечто совсем иное. Разбойники, после того, как их постигли одна за другой ряд неудач, перессорились между собой. Атаман был убит своим помощником, который принёс назад все деньги, отнятые у Минаи, да ещё с избытком, и оставил их на месте, где они бросили Минаи, надеясь тем самым избавиться от «проклятия».
Проработав тысячу дней в саду своего благодетеля, Минаи попросил разрешения уйти и направился в соседний город. Там он устроился подмастерьем к мастеру по эмали, а затем в положенное время добился повышения; его назначили на должность главного эмальщика при ювелире.
«Теперь, — сказал он себе, — я снова вернулся на свою тропу, ибо я опять там, где и начинал и где давно находился бы, не поддайся я соблазну собственного величия и не пустись в это странствие».
Чего, однако, он не знал, так это того, что его фантазии по поводу собственного смирения и его пустая вера, будто все события его жизни образуют некое завершённое целое, были препятствием на пути к подлинному прогрессу.
Когда в результате какой-то ошибки Минаи был арестован за кражу на работе, течение его мыслей приняло следующий оборот:
«Конечно, останься я там, где был с самого начала, мне было бы куда лучше. Но несчастия, постигшие меня сегодня, только испытание. И мне необходимо запастись терпением».
Чего он не осознавал и так никогда и не понял до конца своих дней, так это того, что разные события относятся к разным причинно-следственным нитям человеческой жизни. Всякий, кто пытается увязать их в единую историю и льстит себе предположением, что всё это его одна судьба, получит результат, который вовсе не «испытание» смирения и терпения, но плата за собственную глупость. Люди, постоянно воображающие, что им посланы испытания, на самом деле расплачиваются за свою глупость и становятся жертвами своего тщеславия, которое не позволяет им даже вообразить, что в то или иное время они пожинают плоды того, что сами посеяли.