Отвратительный шейх
Суфийская притча
В стране Аторгак жил мулла образцовых привычек и безупречного поведения. За долгие годы он приобрёл уважение людей своего города и стал любимцем правителя. Ему присвоили, при всеобщем одобрении, титул Восхищающий Шейх.
Время от времени он говорил всем, включая жену и сыновей:
— Мой пример бесполезен для вас, поскольку восхищение, которому не сопутствует подражание, является наихудшим из лицемерий. Лучше от полнейшего эгоизма делать противоположное тому, что делаю я, чем чувствовать себя довольным от того, что существует кто-то хороший, в то время как ты плохой.
В последнюю четверть жизни он перестал быть моралистом и стал суфием.
Необъяснимым образом внешнее поведение Шейха странно преобразилось. Деньги, доверенные ему королём, исчезли, распространились слухи о его безнравственном поведении во время отъездов из дома, он отказал своим детям в подарках, которых те привыкли легко от него добиваться. Вместо «Восхищающий» люди теперь прозвали его «Отвратительный».
Когда он умер, единственный оставшийся верным ему ученик открыл письмо, давно вручённое ему Отвратительным Шейхом с наказом вскрыть после его смерти.
В письме говорилось:
«Дорогой друг, вот объяснение моему поведению. Те, кто подражал моему плохому примеру, никогда не последовали бы хорошему. Всё, что я сделал, это воплотил их проступки, чтобы однажды они смогли найти кого-то, кто бы исправил их. Золото, которое, как все думали, я украл у короля, находится в таком-то месте, в полной сохранности. Верни ему золото. Взяв его, я учил короля снисходительности, выводя его способность к сдержанности на поверхность, где её можно усовершенствовать. Моя жена научилась терпению и великодушию посредством испытания, связанного с моими предполагаемыми прегрешениями, слухи о которых я сам поначалу распространял. Мои сыновья теперь сами крепко стоят на ногах. Отказывая им в том, чего они жаждали, я добился, что они научились легко приспосабливаться и быть щедрыми, ибо они не хотели быть похожими на меня.
Но самое большее испытание теперь предстоит тебе. Будучи преданным, понимал ты меня или нет, ты усовершенствовал только верность. Теперь ты должен понять, что лишь немногие вещи всегда такие, какими они кажутся. До сих пор ты считал верность высочайшей добродетелью. Теперь ты должен выучить, что это наименьшее достижение в рядах Избранных».
Так была основана школа Отвратительного Шейха, чьё имя является символом ненадёжности среди многих обычных людей и в равной степени сутью совершенства для тех, кто знает.
Как глупость людей ограждает их от блага, сама выглядя благом! Даже сегодня многие скажут: «Отвратительному Шейху не хватило духу признать свои грехи даже после смерти. Он зашёл так далеко, что оставил письмо, в котором стремится оправдать свои предосудительные поступки». Такие люди описывают только самих себя.
В стране Аторгак жил мулла образцовых привычек и безупречного поведения. За долгие годы он приобрёл уважение людей своего города и стал любимцем правителя. Ему присвоили, при всеобщем одобрении, титул Восхищающий Шейх.
Время от времени он говорил всем, включая жену и сыновей:
— Мой пример бесполезен для вас, поскольку восхищение, которому не сопутствует подражание, является наихудшим из лицемерий. Лучше от полнейшего эгоизма делать противоположное тому, что делаю я, чем чувствовать себя довольным от того, что существует кто-то хороший, в то время как ты плохой.
В последнюю четверть жизни он перестал быть моралистом и стал суфием.
Необъяснимым образом внешнее поведение Шейха странно преобразилось. Деньги, доверенные ему королём, исчезли, распространились слухи о его безнравственном поведении во время отъездов из дома, он отказал своим детям в подарках, которых те привыкли легко от него добиваться. Вместо «Восхищающий» люди теперь прозвали его «Отвратительный».
Когда он умер, единственный оставшийся верным ему ученик открыл письмо, давно вручённое ему Отвратительным Шейхом с наказом вскрыть после его смерти.
В письме говорилось:
«Дорогой друг, вот объяснение моему поведению. Те, кто подражал моему плохому примеру, никогда не последовали бы хорошему. Всё, что я сделал, это воплотил их проступки, чтобы однажды они смогли найти кого-то, кто бы исправил их. Золото, которое, как все думали, я украл у короля, находится в таком-то месте, в полной сохранности. Верни ему золото. Взяв его, я учил короля снисходительности, выводя его способность к сдержанности на поверхность, где её можно усовершенствовать. Моя жена научилась терпению и великодушию посредством испытания, связанного с моими предполагаемыми прегрешениями, слухи о которых я сам поначалу распространял. Мои сыновья теперь сами крепко стоят на ногах. Отказывая им в том, чего они жаждали, я добился, что они научились легко приспосабливаться и быть щедрыми, ибо они не хотели быть похожими на меня.
Но самое большее испытание теперь предстоит тебе. Будучи преданным, понимал ты меня или нет, ты усовершенствовал только верность. Теперь ты должен понять, что лишь немногие вещи всегда такие, какими они кажутся. До сих пор ты считал верность высочайшей добродетелью. Теперь ты должен выучить, что это наименьшее достижение в рядах Избранных».
Так была основана школа Отвратительного Шейха, чьё имя является символом ненадёжности среди многих обычных людей и в равной степени сутью совершенства для тех, кто знает.
Как глупость людей ограждает их от блага, сама выглядя благом! Даже сегодня многие скажут: «Отвратительному Шейху не хватило духу признать свои грехи даже после смерти. Он зашёл так далеко, что оставил письмо, в котором стремится оправдать свои предосудительные поступки». Такие люди описывают только самих себя.