Путешествие
Суфийская притча
Однажды Ихтиари сидел в кругу шейха Аббаса Ансари, и в этот момент вошёл некий молодой человек и попросил о помощи.
— Я отправляюсь в путешествие, — сказал он, — и буду признателен, если вы дадите мне рекомендации к суфиям Персии.
Шейх поинтересовался, каким маршрутом молодой человек собирается следовать, а затем сказал:
— Сожалею, но не могу тебе дать никаких рекомендаций.
Опечаленный посетитель покинул дом шейха.
Как только он вышел за порог, шейх стал диктовать письма своим представителям в Персии, которые жили по пути следования юноши.
Спустя несколько дней люди, бывшие с суфием в тот вечер, когда шейха попросили о рекомендации, снова собрались вместе, и после сессии размышлений шейх Аббас обратился к ним:
— Если бы я предложил тому молодому человеку посетить некоторых наших друзей и заверил в том, что они примут его, он не смог бы ничему у них научиться, так как в этом случае его ум утратил бы решимость бороться, и в результате он не извлёк бы пользы из этих встреч. К тому же это усилило бы его ожидания, что стало бы дополнительным препятствием к пониманию.
Ихтиари спросил:
— Не получится ли так, что в результате он посчитает себя недостойным и вовсе откажется от мысли о путешествии?
— Если его поведение будет таким — это знак того, что в любом случае ему не хватает необходимой решимости, и путешествие ничего не даст ему.
Тогда Ихриари задал следующий вопрос:
— А что если он подумает, что вы просто не заинтересованы в его благе, поскольку отказали ему в помощи?
Шейх ответил:
— Если ему так легко обратиться против меня, то он тем более не способен учиться. В этом случае он подобен собаке, у которой отнимают кость, и она готова цапнуть всякого посягнувшего, не вникая в мотивы его действия.
— Но разве плохо, когда человек чувствует благодарность по отношению к тому, кто помогает ему?
— Чувство благодарности к другому имеет свои пределы. Излишнее упование на помощь другого человека приводит к тому, что уповающий начинает пренебрегать собой и кончает тем, что противостоит благодетелю. Именно по этой причине некоторые люди становятся противниками тех, кем они прежде восхищались. Они им слишком много задолжали.
Однажды Ихтиари сидел в кругу шейха Аббаса Ансари, и в этот момент вошёл некий молодой человек и попросил о помощи.
— Я отправляюсь в путешествие, — сказал он, — и буду признателен, если вы дадите мне рекомендации к суфиям Персии.
Шейх поинтересовался, каким маршрутом молодой человек собирается следовать, а затем сказал:
— Сожалею, но не могу тебе дать никаких рекомендаций.
Опечаленный посетитель покинул дом шейха.
Как только он вышел за порог, шейх стал диктовать письма своим представителям в Персии, которые жили по пути следования юноши.
Спустя несколько дней люди, бывшие с суфием в тот вечер, когда шейха попросили о рекомендации, снова собрались вместе, и после сессии размышлений шейх Аббас обратился к ним:
— Если бы я предложил тому молодому человеку посетить некоторых наших друзей и заверил в том, что они примут его, он не смог бы ничему у них научиться, так как в этом случае его ум утратил бы решимость бороться, и в результате он не извлёк бы пользы из этих встреч. К тому же это усилило бы его ожидания, что стало бы дополнительным препятствием к пониманию.
Ихтиари спросил:
— Не получится ли так, что в результате он посчитает себя недостойным и вовсе откажется от мысли о путешествии?
— Если его поведение будет таким — это знак того, что в любом случае ему не хватает необходимой решимости, и путешествие ничего не даст ему.
Тогда Ихриари задал следующий вопрос:
— А что если он подумает, что вы просто не заинтересованы в его благе, поскольку отказали ему в помощи?
Шейх ответил:
— Если ему так легко обратиться против меня, то он тем более не способен учиться. В этом случае он подобен собаке, у которой отнимают кость, и она готова цапнуть всякого посягнувшего, не вникая в мотивы его действия.
— Но разве плохо, когда человек чувствует благодарность по отношению к тому, кто помогает ему?
— Чувство благодарности к другому имеет свои пределы. Излишнее упование на помощь другого человека приводит к тому, что уповающий начинает пренебрегать собой и кончает тем, что противостоит благодетелю. Именно по этой причине некоторые люди становятся противниками тех, кем они прежде восхищались. Они им слишком много задолжали.