Ночь и утро
Суфийская притча
Суфийский учитель Ходжа Тилисм передавал дервишам свой духовный опыт исключительно посредством «мысленного контакта», который иногда ещё называют воздействием от сердца к сердцу. Во время занятий не произносилось ни слова и не делалось ни единого движения.
Как-то раз к нему в дом прибыла группа людей, намеревавшихся стать его учениками. Все они сгорали от нетерпения принять участие в обрядах, церемониях и упражнениях, которые, как они полагали, не могут не быть основным занятием в таком месте, как это, именуемом «Таслим-Хана», Дом смирения.
После того, как они были встречены одним из заместителей Ходжи и побеседовали с ним, их провели в зал знания. Там их вниманием на много часов завладели изысканные ритуалы, сложные упражнения и необычная музыка.
На следующий день все они были приглашены к Мастеру, который задал им вопрос: испытали ли они духовный подъём от пережитого накануне. Друг за другом вставали посетители, которых усадили в центре зала, и заявляли, что это было одно из самых возвышенных переживаний в их жизни. Расположившиеся вдоль стен дервиши, постоянно проживающие в доме, молча наблюдали за ними. В зале присутствовали также и другие гости. Когда, наконец, посетители завершили свои речи, заключив их просьбами о принятии в ряды дервишей, заговорил Ходжа. Вначале он поблагодарил гостей за хвалебные дифирамбы и пожелания здоровья ему и нескончаемого процветания Дому. Затем он сказал:
— Сегодня утром здесь собрались три типа людей. Первые — «проницательные», дервиши, знающие, что происходит и не нуждающиеся в разъяснениях. Вторые — недавно прибывшие, которые могут научиться чему-либо, благодаря тому, что находятся здесь. Третьи — гости, прибывшие вчера вечером. И это к вам я обращаюсь на языке людей, потому что вы не услышите «языка ангелов». Вы отведали здесь гостеприимства, ритуалов и доброжелательности, но вы не вкусили здесь духовности — что бы вы сами об этом ни думали.
Мы постарались развлечь вас и были гостеприимными, чтобы те из вас, кто желал развлечений, не были разочарованы — как и должны поступать хорошие хозяева. Тем же, кто знает, что это такое, мы обеспечили Непосредственную Связь. Она была и всегда остаётся доступной на следующих условиях:
Она недоступна тому, кого привлекает вкус этого мира — даже если этот человек прикрывается благочестием. Его глубинное восприятие бездействует.
Она недоступна и тому, кто отвергает благочестие, воображая, что такое отвержение само по себе делает его лучше. Насмешка разрушает внутреннюю способность различать.
Она доступна только тем, кто действительно пробует вкус вина, не жуя при этом бокала — тем, кто способен говорить на языке вина, а не стекла.
До сих пор было время шума, когда внешним голосом о своих поверхностных переживаниях со мной разговаривали губы и язык. Они говорили об удовольствии от упражнений и обрядов, и даже о томлении поисков. Теперь в пространстве тишины внутренний голос заговорит с внутренним миром тех, в ком он жив. Он будет говорить о тех наших переживаниях, которые простёрлись в иные сферы, нежели музыка, пища и упражнения. Кто спрашивает внутренним голосом, будет услышан внутренним ухом. Говорите же теперь на этом языке.
Суфийский учитель Ходжа Тилисм передавал дервишам свой духовный опыт исключительно посредством «мысленного контакта», который иногда ещё называют воздействием от сердца к сердцу. Во время занятий не произносилось ни слова и не делалось ни единого движения.
Как-то раз к нему в дом прибыла группа людей, намеревавшихся стать его учениками. Все они сгорали от нетерпения принять участие в обрядах, церемониях и упражнениях, которые, как они полагали, не могут не быть основным занятием в таком месте, как это, именуемом «Таслим-Хана», Дом смирения.
После того, как они были встречены одним из заместителей Ходжи и побеседовали с ним, их провели в зал знания. Там их вниманием на много часов завладели изысканные ритуалы, сложные упражнения и необычная музыка.
На следующий день все они были приглашены к Мастеру, который задал им вопрос: испытали ли они духовный подъём от пережитого накануне. Друг за другом вставали посетители, которых усадили в центре зала, и заявляли, что это было одно из самых возвышенных переживаний в их жизни. Расположившиеся вдоль стен дервиши, постоянно проживающие в доме, молча наблюдали за ними. В зале присутствовали также и другие гости. Когда, наконец, посетители завершили свои речи, заключив их просьбами о принятии в ряды дервишей, заговорил Ходжа. Вначале он поблагодарил гостей за хвалебные дифирамбы и пожелания здоровья ему и нескончаемого процветания Дому. Затем он сказал:
— Сегодня утром здесь собрались три типа людей. Первые — «проницательные», дервиши, знающие, что происходит и не нуждающиеся в разъяснениях. Вторые — недавно прибывшие, которые могут научиться чему-либо, благодаря тому, что находятся здесь. Третьи — гости, прибывшие вчера вечером. И это к вам я обращаюсь на языке людей, потому что вы не услышите «языка ангелов». Вы отведали здесь гостеприимства, ритуалов и доброжелательности, но вы не вкусили здесь духовности — что бы вы сами об этом ни думали.
Мы постарались развлечь вас и были гостеприимными, чтобы те из вас, кто желал развлечений, не были разочарованы — как и должны поступать хорошие хозяева. Тем же, кто знает, что это такое, мы обеспечили Непосредственную Связь. Она была и всегда остаётся доступной на следующих условиях:
Она недоступна тому, кого привлекает вкус этого мира — даже если этот человек прикрывается благочестием. Его глубинное восприятие бездействует.
Она недоступна и тому, кто отвергает благочестие, воображая, что такое отвержение само по себе делает его лучше. Насмешка разрушает внутреннюю способность различать.
Она доступна только тем, кто действительно пробует вкус вина, не жуя при этом бокала — тем, кто способен говорить на языке вина, а не стекла.
До сих пор было время шума, когда внешним голосом о своих поверхностных переживаниях со мной разговаривали губы и язык. Они говорили об удовольствии от упражнений и обрядов, и даже о томлении поисков. Теперь в пространстве тишины внутренний голос заговорит с внутренним миром тех, в ком он жив. Он будет говорить о тех наших переживаниях, которые простёрлись в иные сферы, нежели музыка, пища и упражнения. Кто спрашивает внутренним голосом, будет услышан внутренним ухом. Говорите же теперь на этом языке.