Магическая гора
Суфийская притча
В Маймане жил Абдулвахаб, сын крестьянина, решивший однажды, что ему надо следовать заповеди мудрых: «Служение выше совета, но действие лучше чего бы то ни было».
Абдулвахаб слышал, как местные крестьяне поговаривали, что не смогут долго платить огромные налоги хану; что большая плотина на холме, удерживающая воду для всей долины, скоро разрушится; что жителям очень нужна новая мечеть.
Он также заметил, что местный мудрец по имени Пишки всякий раз, как слышал одну из этих жалоб, говорил обычно:
— Если бы один из вас последовал моему совету, все эти проблемы были бы устранены.
И Абдулвахаб решил принять совет и выполнить любые действия, которые укажет мудрец.
Итак, он пришёл к Пишки и сказал:
— Позвольте мне принести себя в жертву! Я — член этой общины и жду ваших указаний, исполнение которых принесёт спасение всей деревне.
Пишки сказал:
— Времени у тебя немного, приготовься начать прямо сейчас. Вот что ты должен делать. Поднимись на самую высокую гору и возьми перо самого большого орла. Отнеси это перо птице Хумаюн, которая даст тебе острый шип. Этим шипом проколи себе кожу, возьми немного крови и дай её кому-нибудь в качестве магического напитка. Затем возьми кусок обыкновенного хлеба, вылепи из него человека, и пусть кто-нибудь его съест. После этого ты должен отправиться в путешествие в место, называемое Святым. Там ты будешь говорить то, что людям не нравится. Не задумывайся над словами: говори противоположное тому, во что верят люди.
Когда ты выполнишь всё сказанное, возвращайся в деревню. И ты увидишь, что твои действия изменили ход событий, всё теперь в порядке и проблемы, мешавшие людям жить, устранены.
Абдулвахаб делал всё до мельчайших деталей так, как ему было предписано. На это у него ушло три года. Он пускался в одно приключение за другим, привлёк многочисленных учеников, так как его репутация «загадочного мудреца» и «человека, знающего цель» оказывали на окружающих людей сильное влияние.
Затем он вернулся в деревню.
Первому жителю, которого он встретил, Абдулвахаб сказал:
— Я только что вернулся издалека. Я был на горных вершинах, добыл перо величайшего орла и спустился с ним вниз. Перо я отдал птице Хамаюн в обмен на шип.
Крестьянин сказал:
— Сумасшедший! У нас нет времени выслушивать твои бредни — мы готовимся к празднику, ибо зловредный хан умер!
— Это моих рук дело! — воскликнул Абдулвахаб.
— Пошёл прочь, лжец! — сказал крестьянин.
Тут Абдулвахаб заметил местного праведника.
— Мулла, — сказал он, — хочу сообщить, что благодаря моим усилиям, плотина на холме не разрушится!
Мулла посмотрел на него печально и сказал:
— Сынок, ты слишком долго отсутствовал, и мне кажется, что разум твой все ещё отсутствует. Пока тебя не было, ручьи, наполнявшие плотину, пересохли. Но мы обнаружили, что старые колодцы вблизи деревни опять наполнились водой. Поэтому теперь мы не беспокоимся, разрушится плотина или нет.
— Это моих рук дело! — воскликнул Абдулвахаб.
— Конечно, конечно, — иронически поддакнул ему мулла.
Затем Абдулвахаб встретил имама местной мечети и обратился к нему:
— Имам! Не надо больше ждать новую мечеть, ибо теперь она скоро появится — я своими усилиями подготовил все обстоятельства!
Имам ответил:
— Нам не нужна ещё одна новая мечеть.
Абдулвахаб возразил:
— Но у вас ведь все ещё нет новой мечети!
— Уже есть. Пока ты отсутствовал, у нас был один богатый человек, который дал нам золота на строительство мечети. Случилось это как раз в тот день, когда я нашёл человеческую фигурку, вылепленную из куска хлеба. Я поведал об этом богатому человеку, и он сказал: «Если здесь есть ещё идолопоклонники, вам обязательно нужна новая мечеть.
— Это моих рук дело! — воскликнул Абдулвахаб.
Однако никто ему не поверил.
Абдулвахаб направился к мудрецу Пишки, чтобы разобраться в чём дело, но когда добрался до его дома, то узнал, что тот умер.
В Маймане жил Абдулвахаб, сын крестьянина, решивший однажды, что ему надо следовать заповеди мудрых: «Служение выше совета, но действие лучше чего бы то ни было».
Абдулвахаб слышал, как местные крестьяне поговаривали, что не смогут долго платить огромные налоги хану; что большая плотина на холме, удерживающая воду для всей долины, скоро разрушится; что жителям очень нужна новая мечеть.
Он также заметил, что местный мудрец по имени Пишки всякий раз, как слышал одну из этих жалоб, говорил обычно:
— Если бы один из вас последовал моему совету, все эти проблемы были бы устранены.
И Абдулвахаб решил принять совет и выполнить любые действия, которые укажет мудрец.
Итак, он пришёл к Пишки и сказал:
— Позвольте мне принести себя в жертву! Я — член этой общины и жду ваших указаний, исполнение которых принесёт спасение всей деревне.
Пишки сказал:
— Времени у тебя немного, приготовься начать прямо сейчас. Вот что ты должен делать. Поднимись на самую высокую гору и возьми перо самого большого орла. Отнеси это перо птице Хумаюн, которая даст тебе острый шип. Этим шипом проколи себе кожу, возьми немного крови и дай её кому-нибудь в качестве магического напитка. Затем возьми кусок обыкновенного хлеба, вылепи из него человека, и пусть кто-нибудь его съест. После этого ты должен отправиться в путешествие в место, называемое Святым. Там ты будешь говорить то, что людям не нравится. Не задумывайся над словами: говори противоположное тому, во что верят люди.
Когда ты выполнишь всё сказанное, возвращайся в деревню. И ты увидишь, что твои действия изменили ход событий, всё теперь в порядке и проблемы, мешавшие людям жить, устранены.
Абдулвахаб делал всё до мельчайших деталей так, как ему было предписано. На это у него ушло три года. Он пускался в одно приключение за другим, привлёк многочисленных учеников, так как его репутация «загадочного мудреца» и «человека, знающего цель» оказывали на окружающих людей сильное влияние.
Затем он вернулся в деревню.
Первому жителю, которого он встретил, Абдулвахаб сказал:
— Я только что вернулся издалека. Я был на горных вершинах, добыл перо величайшего орла и спустился с ним вниз. Перо я отдал птице Хамаюн в обмен на шип.
Крестьянин сказал:
— Сумасшедший! У нас нет времени выслушивать твои бредни — мы готовимся к празднику, ибо зловредный хан умер!
— Это моих рук дело! — воскликнул Абдулвахаб.
— Пошёл прочь, лжец! — сказал крестьянин.
Тут Абдулвахаб заметил местного праведника.
— Мулла, — сказал он, — хочу сообщить, что благодаря моим усилиям, плотина на холме не разрушится!
Мулла посмотрел на него печально и сказал:
— Сынок, ты слишком долго отсутствовал, и мне кажется, что разум твой все ещё отсутствует. Пока тебя не было, ручьи, наполнявшие плотину, пересохли. Но мы обнаружили, что старые колодцы вблизи деревни опять наполнились водой. Поэтому теперь мы не беспокоимся, разрушится плотина или нет.
— Это моих рук дело! — воскликнул Абдулвахаб.
— Конечно, конечно, — иронически поддакнул ему мулла.
Затем Абдулвахаб встретил имама местной мечети и обратился к нему:
— Имам! Не надо больше ждать новую мечеть, ибо теперь она скоро появится — я своими усилиями подготовил все обстоятельства!
Имам ответил:
— Нам не нужна ещё одна новая мечеть.
Абдулвахаб возразил:
— Но у вас ведь все ещё нет новой мечети!
— Уже есть. Пока ты отсутствовал, у нас был один богатый человек, который дал нам золота на строительство мечети. Случилось это как раз в тот день, когда я нашёл человеческую фигурку, вылепленную из куска хлеба. Я поведал об этом богатому человеку, и он сказал: «Если здесь есть ещё идолопоклонники, вам обязательно нужна новая мечеть.
— Это моих рук дело! — воскликнул Абдулвахаб.
Однако никто ему не поверил.
Абдулвахаб направился к мудрецу Пишки, чтобы разобраться в чём дело, но когда добрался до его дома, то узнал, что тот умер.