Сотворение кумира
Суфийская притча
Некий суфийский мудрец назначил представителя, чтобы передавать ученикам свои указания. Однако прошло немного времени, и ученики по собственному почину стали относиться к этому представителю не как к каналу передачи указаний учителя, а как к человеку святому и компетентному. Тот, в свою очередь, тоже стал воображать, будто все, что он говорит, значимо. В конце концов, усомнившись в некоторых результатах действий представителя, кое-кто из учеников забеспокоился.
— А соответствуют ли действия этого человека его полномочиям? — спрашивали они друг друга. Некоторые же из учеников посчитали такие мысли предательством и стали делать вид, будто ничего не происходит.
Мудрец услышал эти разговоры, сказал ученикам:
— Моим представителем овладело тщеславие, но оно было вскормлено вашим желанием преклоняться.
Ученики пали духом и спросили:
— Но если такое случилось с вашим доверенным представителем, то разве не могло чего-то произойти и с нами?
Мудрец пояснил им:
— Этого бы не случилось, если бы обе стороны не были виновны. Если бы вы следовали моим указаниям, а не создавали себе воображаемого учителя, не удовлетворившись указаниями, если бы вы не искали себе идолов, то этого бы не произошло. С другой стороны, там, где возникают такие тенденции, это не только происходит, но и должно происходить. Вместо того, чтобы удивляться случившемуся, вам следовало бы понаблюдать, насколько вы не способны отличать ложное от истинного. Вы же не настолько почтительны, чтобы считать, что ложное — это истинное. Это ваш урок.
Некий суфийский мудрец назначил представителя, чтобы передавать ученикам свои указания. Однако прошло немного времени, и ученики по собственному почину стали относиться к этому представителю не как к каналу передачи указаний учителя, а как к человеку святому и компетентному. Тот, в свою очередь, тоже стал воображать, будто все, что он говорит, значимо. В конце концов, усомнившись в некоторых результатах действий представителя, кое-кто из учеников забеспокоился.
— А соответствуют ли действия этого человека его полномочиям? — спрашивали они друг друга. Некоторые же из учеников посчитали такие мысли предательством и стали делать вид, будто ничего не происходит.
Мудрец услышал эти разговоры, сказал ученикам:
— Моим представителем овладело тщеславие, но оно было вскормлено вашим желанием преклоняться.
Ученики пали духом и спросили:
— Но если такое случилось с вашим доверенным представителем, то разве не могло чего-то произойти и с нами?
Мудрец пояснил им:
— Этого бы не случилось, если бы обе стороны не были виновны. Если бы вы следовали моим указаниям, а не создавали себе воображаемого учителя, не удовлетворившись указаниями, если бы вы не искали себе идолов, то этого бы не произошло. С другой стороны, там, где возникают такие тенденции, это не только происходит, но и должно происходить. Вместо того, чтобы удивляться случившемуся, вам следовало бы понаблюдать, насколько вы не способны отличать ложное от истинного. Вы же не настолько почтительны, чтобы считать, что ложное — это истинное. Это ваш урок.