Как Кашмир получил своё название
Суфийская притча
В каждой кости есть костный мозг, а в каждой рубашке — человек.
(Саади)
Легенда гласит, что место, называемое сейчас Кашмиром, прежде было известно как Белуристан, Земля Кристалла. Некий пандит, имя которого теперь позабыто, был духовным учителем той страны, и люди стекались отовсюду, посещая его, выполняя его упражнения и изучая его мудрость.
И вот однажды потомок Пророка, человек большого знания, которого в тех краях называли Мир, прибыл навестить пандита. Он пару раз побеседовал с учителем, а затем отправился в расположенную неподалёку долину. Пандит сказал:
— Он попытается вытеснить меня, но вряд ли ему это удастся, ибо святилище наше известно на Востоке и на Западе в течение многих веков.
И он стал ждать, что будет делать Мир.
Но Мир, далёкий от мысли создавать новое святилище, открыл ярмарку с качелями и павильоном брачных знакомств, гадалками и всякого рода развлечениями. Польстившись на эту приманку, последователи пандита сделали ярмарку Мира местом своих ночных встреч, вследствие чего даршан (собрание) пандита пустел, цветы на его алтаре увядали и не заменялись свежими. В конце концов пандит в сопровождении немногих оставшихся последователей поднялся на холм, где находилось жилище Мира, и бросил ему вызов, сказав:
— Обманом ты увёл моих людей. Больше того, пренебрегая даже тем, чтобы внушать им хорошее поведение и благие мысли, ты завёз в нашу страну разновидность узаконенного и безрассудного пренебрежения духовными ценностями, что повергает нас в ужас.
Мир ответил:
— А ты не смог ни дать своим людям развлечений, ни привязать их к своей личности. Уже само твоё выражение «мои люди» говорит не в твою пользу. Если бы ты пленил их умы, они отнеслись бы ко мне и моей деятельности как ко злу. Но ты не сделал этого — вот единственное, чего ты добился. Однако если бы ты давал «своим людям» что-либо, кроме развлечений, которые ты называешь упражнениями, они бы не так легко прельстились моими развлечениями. Ведь, в конце концов, твои развлечения бесплатны, мои же стоят денег.
— Всё не так! — сказал пандит. — Просто люди слабы, и ты сыграл на их слабости.
— Если они слабы, — ответил Мир, — а ты не можешь сделать их сильнее, то всякая вещь, и любой человек могут «сыграть на их слабости». Почему же ты не стал силой для слабых вместо того, чтобы оставаться игрушкой для легковерных?
Именно в этот момент пандит, совершенно выбитый из душевного равновесия этим непривычным для себя опытом, выкрикнул проклятье: «Каш-Мир!». Так звучали в местном произношении слова «Кадж-Мир», Кривой Мир или Искривлённый Вождь.
— Если это кривизна, — сказал Мир, — тогда я хотел бы, и это уже вопрос чести, чтобы и страна эта называлась отныне не Белуристан, но Кашмир, «Страна окольных путей».
В каждой кости есть костный мозг, а в каждой рубашке — человек.
(Саади)
Легенда гласит, что место, называемое сейчас Кашмиром, прежде было известно как Белуристан, Земля Кристалла. Некий пандит, имя которого теперь позабыто, был духовным учителем той страны, и люди стекались отовсюду, посещая его, выполняя его упражнения и изучая его мудрость.
И вот однажды потомок Пророка, человек большого знания, которого в тех краях называли Мир, прибыл навестить пандита. Он пару раз побеседовал с учителем, а затем отправился в расположенную неподалёку долину. Пандит сказал:
— Он попытается вытеснить меня, но вряд ли ему это удастся, ибо святилище наше известно на Востоке и на Западе в течение многих веков.
И он стал ждать, что будет делать Мир.
Но Мир, далёкий от мысли создавать новое святилище, открыл ярмарку с качелями и павильоном брачных знакомств, гадалками и всякого рода развлечениями. Польстившись на эту приманку, последователи пандита сделали ярмарку Мира местом своих ночных встреч, вследствие чего даршан (собрание) пандита пустел, цветы на его алтаре увядали и не заменялись свежими. В конце концов пандит в сопровождении немногих оставшихся последователей поднялся на холм, где находилось жилище Мира, и бросил ему вызов, сказав:
— Обманом ты увёл моих людей. Больше того, пренебрегая даже тем, чтобы внушать им хорошее поведение и благие мысли, ты завёз в нашу страну разновидность узаконенного и безрассудного пренебрежения духовными ценностями, что повергает нас в ужас.
Мир ответил:
— А ты не смог ни дать своим людям развлечений, ни привязать их к своей личности. Уже само твоё выражение «мои люди» говорит не в твою пользу. Если бы ты пленил их умы, они отнеслись бы ко мне и моей деятельности как ко злу. Но ты не сделал этого — вот единственное, чего ты добился. Однако если бы ты давал «своим людям» что-либо, кроме развлечений, которые ты называешь упражнениями, они бы не так легко прельстились моими развлечениями. Ведь, в конце концов, твои развлечения бесплатны, мои же стоят денег.
— Всё не так! — сказал пандит. — Просто люди слабы, и ты сыграл на их слабости.
— Если они слабы, — ответил Мир, — а ты не можешь сделать их сильнее, то всякая вещь, и любой человек могут «сыграть на их слабости». Почему же ты не стал силой для слабых вместо того, чтобы оставаться игрушкой для легковерных?
Именно в этот момент пандит, совершенно выбитый из душевного равновесия этим непривычным для себя опытом, выкрикнул проклятье: «Каш-Мир!». Так звучали в местном произношении слова «Кадж-Мир», Кривой Мир или Искривлённый Вождь.
— Если это кривизна, — сказал Мир, — тогда я хотел бы, и это уже вопрос чести, чтобы и страна эта называлась отныне не Белуристан, но Кашмир, «Страна окольных путей».