Анвар Аббаси
Суфийская притча
Люди,
Именно люди составляют семью Бога.
(Пророк Мухаммад)
Анвар Аббаси снискал славу благодаря своей поэзии и игре на ситаре. Почти каждый вечер люди собирались в его доме послушать игру хозяина. Когда музыкальные выступления Анвара заканчивались, некоторые оставались послушать его беседы о восточной философии (хикмат-и-машрикиййа).
Те, кто посещал Аббаси, считали его образцом тончайшего поведения и человеком, безупречная учтивость которого представляла собой пример для изучения. Но когда его приглашали в другие дома, он вёл себя совсем иначе. То в одном, то в другом доме он раздражал именитых гостей. Он являлся в гости с опозданием, прерывал учёные беседы, в любом обществе оспаривал мнение по крайней мере одного из присутствующих.
Однажды он объявил, что его обучающая миссия выполнена, и что отныне он порывает с теми, кто желал у него учиться. Затем он покинул страну, и больше его не видели.
Все, кто был озадачен его поведением, пришли к Фирозу Андаки — ярому давнишнему оппоненту Аббаси, и попросили его просветить их.
Фироз сказал:
— Вы хотите услышать критику на Аббаси, но должен сказать, что только недавно мне открылось, каким великим человеком он был. Я считаю его своим учителем и поведаю вам кое-что о величии его учения, передаваемого посредством личного примера и демонстрации, что находится за пределами нашего обычного уровня понимания. Аббаси так мало заботился о своей репутации, что пустил её на топливо для поддержания пламени своего учения. Когда он затевал споры, девять из десяти говорили: «Как это грубо!» Десятый же говорил: «Он делает очевидной всю нелепость спора!» Вместо того, чтобы укреплять свою славу и уважение среди людей, он предпочёл укреплять истинное учение ради блага тех, кто способен принять это учение.
Люди,
Именно люди составляют семью Бога.
(Пророк Мухаммад)
Анвар Аббаси снискал славу благодаря своей поэзии и игре на ситаре. Почти каждый вечер люди собирались в его доме послушать игру хозяина. Когда музыкальные выступления Анвара заканчивались, некоторые оставались послушать его беседы о восточной философии (хикмат-и-машрикиййа).
Те, кто посещал Аббаси, считали его образцом тончайшего поведения и человеком, безупречная учтивость которого представляла собой пример для изучения. Но когда его приглашали в другие дома, он вёл себя совсем иначе. То в одном, то в другом доме он раздражал именитых гостей. Он являлся в гости с опозданием, прерывал учёные беседы, в любом обществе оспаривал мнение по крайней мере одного из присутствующих.
Однажды он объявил, что его обучающая миссия выполнена, и что отныне он порывает с теми, кто желал у него учиться. Затем он покинул страну, и больше его не видели.
Все, кто был озадачен его поведением, пришли к Фирозу Андаки — ярому давнишнему оппоненту Аббаси, и попросили его просветить их.
Фироз сказал:
— Вы хотите услышать критику на Аббаси, но должен сказать, что только недавно мне открылось, каким великим человеком он был. Я считаю его своим учителем и поведаю вам кое-что о величии его учения, передаваемого посредством личного примера и демонстрации, что находится за пределами нашего обычного уровня понимания. Аббаси так мало заботился о своей репутации, что пустил её на топливо для поддержания пламени своего учения. Когда он затевал споры, девять из десяти говорили: «Как это грубо!» Десятый же говорил: «Он делает очевидной всю нелепость спора!» Вместо того, чтобы укреплять свою славу и уважение среди людей, он предпочёл укреплять истинное учение ради блага тех, кто способен принять это учение.