Мнимая болезнь учителя
Суфийская притча от Руми
Жил когда-то учитель, отличавшийся большим рвением в своём деле, и это, естественно, не нравилось его ученикам. К тому же этот учитель имел недюжинное здоровье и никогда не болел, хотя ученики не раз молили Господа, чтобы он ниспослал ему какой-нибудь недуг хотя бы на одну-две недели, и они могли бы немного отдохнуть от учёбы и сменить книги на игры.
Всё это, однако, оставалось их мечтой, пока один из учеников, самый смышлёный, не предложил следующий план:
— Давайте сделаем так: сначала я, подойдя к нему, тревожно посмотрю на него и спрошу, отчего у него появились тёмные круги под глазами. Потом пусть к нему подойдёт другой и поинтересуется, почему он так пожелтел, и нет ли у него лихорадки. Думаю, что когда подобные вопросы зададут ему ещё несколько человек, он начнёт искать у себя признаки болезни и непременно найдёт их, потому что всем людям и даже ему свойственна мнительность.
Этот план очень понравился ученикам, и они дружно решили исполнить его, во что бы то ни стало.
И вот, придя в школу, они перед уроком окружили учителя, и главный заводила спросил его с поклоном:
— О наш мудрый учитель, сегодня я увидел, что у вас под каждым глазом чёрный круг. Не опасна ли ваша болезнь?
Учитель, даже не знавший, что такое болезнь, был очень удивлён его вопросом и сердито ответил:
— Что ты мелешь, глупец! Я всегда здоров и здоров сейчас! И он, поворчав, начал свой урок, но какое-то сомнение в нём все-таки засело, и когда на перемене ещё несколько учеников один за другим спросили, отчего у него померк взгляд, отчего он похудел и отчего он пожелтел, в нём возникла уверенность в том, что он серьёзно болен. Поэтому он не стал проводить последний урок и пошёл к себе. По пути к дому он думал о своей болезни и мысленно ругал жену за то, что она настолько невнимательна к нему, что даже не заметила столь явных признаков его болезни, о которых ему сообщили ученики. От этих дум в его голове возникали нехорошие мысли: он стал подозревать свою жену в том, что она это делает намеренно, потому что хочет от него избавиться.
С этими грустными мыслями он переступил порог своего дома, где жена его встретила словами любви и удивления по поводу столь раннего его возвращения. Он принял её нежность за лицемерие и стал на неё кричать:
— Неужели ты не видишь моего лица! Вероятно, ты ослепла в своём блуде и не замечаешь признаков моей тяжёлой болезни, о которых мне говорят совершенно чужие люди?
— Но я действительно не вижу у тебя никаких признаков нездоровья! — попыталась успокоить его жена.
Но слова успокоения уже не действовали на бедного учителя и он продолжал кричать:
— Ты совсем потеряла стыд! Я умираю, а ты не только не хочешь этого замечать, но и сама подталкиваешь меня в объятия ангела смерти!
Тогда жена ещё раз попыталась его успокоить и дала ему в руки зеркало со словами:
— Посмотри сам, и ты не увидишь в своём облике никаких признаков недуга!
— Разбей своё зеркало и постели скорее мне постель. Я уже не могу держаться на ногах! — ответил ей учитель.
Жена поняла, что своими уговорами она ничего не добьётся и ещё более обозлит мужа, и стала молча готовить ему постель, вспомнив слова Пророка о том, что кто мнит себя больным, непременно заболеет.
Так учитель слёг на много дней, и в каждый новый день ему казалось, что его болезнь всё более усиливается. Тем не менее учительское рвение не покидало его, и он приказал ученикам явиться к нему для чтения Корана. Учеников такой оборот дела очень напугал: получалось, что одну тюрьму — свой класс — они сменили на другую — на дом учителя, и они снова стали обсуждать, как им освободиться. В конце концов, они решили читать Коран погромче, а потом убедить учителя, что у него от чтения Корана болит голова.
И вот, придя к нему, каждый из них стал выкрикивать выделенные ему главы Корана. Кричали они не переставая и наперебой, а потом один из них сказал:
— Прекратите! Вы же видите, что у учителя болит голова, когда мы читаем Коран!
Голова у учителя действительно стала пухнуть от воплей учеников, и он их, к их удовольствию, прогнал прочь.
Теперь уже ученикам их освобождение от занятий показалось полным и окончательным, и они с шумом и гамом помчались по улицам, а поиграв, разошлись по домам. Но дома их родители очень удивились столь раннему их возвращению и, узнав, что заболел учитель, не поверили им, и, собравшись вместе, решили его проведать, чтобы лично убедиться, что их дети не лгут.
Придя в дом учителя, они увидели его лежащим в поту под несколькими разноцветными одеялами. От представшей перед ними жалкой картины у них на глазах выступили слезы, и они высказали ему свои соболезнования, сказав, что до этого совершенно ничего не знали о его тяжёлой болезни.
— Я сам не знал, пока мне с радостью не сообщили об этом мои питомцы. Ведь тот, у кого всё время забирает работа, никогда не замечает своих болезней, пока ему на них не укажут!
Месневи:
Кто празден не бывает, тот своих
Хвороб не знает и не лечит их.
Так воин с отсечённою рукой
Не сразу никнет, а несётся в бой
И наземь падает в изнеможенье,
Когда стихает жаркое сраженье.
Жил когда-то учитель, отличавшийся большим рвением в своём деле, и это, естественно, не нравилось его ученикам. К тому же этот учитель имел недюжинное здоровье и никогда не болел, хотя ученики не раз молили Господа, чтобы он ниспослал ему какой-нибудь недуг хотя бы на одну-две недели, и они могли бы немного отдохнуть от учёбы и сменить книги на игры.
Всё это, однако, оставалось их мечтой, пока один из учеников, самый смышлёный, не предложил следующий план:
— Давайте сделаем так: сначала я, подойдя к нему, тревожно посмотрю на него и спрошу, отчего у него появились тёмные круги под глазами. Потом пусть к нему подойдёт другой и поинтересуется, почему он так пожелтел, и нет ли у него лихорадки. Думаю, что когда подобные вопросы зададут ему ещё несколько человек, он начнёт искать у себя признаки болезни и непременно найдёт их, потому что всем людям и даже ему свойственна мнительность.
Этот план очень понравился ученикам, и они дружно решили исполнить его, во что бы то ни стало.
И вот, придя в школу, они перед уроком окружили учителя, и главный заводила спросил его с поклоном:
— О наш мудрый учитель, сегодня я увидел, что у вас под каждым глазом чёрный круг. Не опасна ли ваша болезнь?
Учитель, даже не знавший, что такое болезнь, был очень удивлён его вопросом и сердито ответил:
— Что ты мелешь, глупец! Я всегда здоров и здоров сейчас! И он, поворчав, начал свой урок, но какое-то сомнение в нём все-таки засело, и когда на перемене ещё несколько учеников один за другим спросили, отчего у него померк взгляд, отчего он похудел и отчего он пожелтел, в нём возникла уверенность в том, что он серьёзно болен. Поэтому он не стал проводить последний урок и пошёл к себе. По пути к дому он думал о своей болезни и мысленно ругал жену за то, что она настолько невнимательна к нему, что даже не заметила столь явных признаков его болезни, о которых ему сообщили ученики. От этих дум в его голове возникали нехорошие мысли: он стал подозревать свою жену в том, что она это делает намеренно, потому что хочет от него избавиться.
С этими грустными мыслями он переступил порог своего дома, где жена его встретила словами любви и удивления по поводу столь раннего его возвращения. Он принял её нежность за лицемерие и стал на неё кричать:
— Неужели ты не видишь моего лица! Вероятно, ты ослепла в своём блуде и не замечаешь признаков моей тяжёлой болезни, о которых мне говорят совершенно чужие люди?
— Но я действительно не вижу у тебя никаких признаков нездоровья! — попыталась успокоить его жена.
Но слова успокоения уже не действовали на бедного учителя и он продолжал кричать:
— Ты совсем потеряла стыд! Я умираю, а ты не только не хочешь этого замечать, но и сама подталкиваешь меня в объятия ангела смерти!
Тогда жена ещё раз попыталась его успокоить и дала ему в руки зеркало со словами:
— Посмотри сам, и ты не увидишь в своём облике никаких признаков недуга!
— Разбей своё зеркало и постели скорее мне постель. Я уже не могу держаться на ногах! — ответил ей учитель.
Жена поняла, что своими уговорами она ничего не добьётся и ещё более обозлит мужа, и стала молча готовить ему постель, вспомнив слова Пророка о том, что кто мнит себя больным, непременно заболеет.
Так учитель слёг на много дней, и в каждый новый день ему казалось, что его болезнь всё более усиливается. Тем не менее учительское рвение не покидало его, и он приказал ученикам явиться к нему для чтения Корана. Учеников такой оборот дела очень напугал: получалось, что одну тюрьму — свой класс — они сменили на другую — на дом учителя, и они снова стали обсуждать, как им освободиться. В конце концов, они решили читать Коран погромче, а потом убедить учителя, что у него от чтения Корана болит голова.
И вот, придя к нему, каждый из них стал выкрикивать выделенные ему главы Корана. Кричали они не переставая и наперебой, а потом один из них сказал:
— Прекратите! Вы же видите, что у учителя болит голова, когда мы читаем Коран!
Голова у учителя действительно стала пухнуть от воплей учеников, и он их, к их удовольствию, прогнал прочь.
Теперь уже ученикам их освобождение от занятий показалось полным и окончательным, и они с шумом и гамом помчались по улицам, а поиграв, разошлись по домам. Но дома их родители очень удивились столь раннему их возвращению и, узнав, что заболел учитель, не поверили им, и, собравшись вместе, решили его проведать, чтобы лично убедиться, что их дети не лгут.
Придя в дом учителя, они увидели его лежащим в поту под несколькими разноцветными одеялами. От представшей перед ними жалкой картины у них на глазах выступили слезы, и они высказали ему свои соболезнования, сказав, что до этого совершенно ничего не знали о его тяжёлой болезни.
— Я сам не знал, пока мне с радостью не сообщили об этом мои питомцы. Ведь тот, у кого всё время забирает работа, никогда не замечает своих болезней, пока ему на них не укажут!
Месневи:
Кто празден не бывает, тот своих
Хвороб не знает и не лечит их.
Так воин с отсечённою рукой
Не сразу никнет, а несётся в бой
И наземь падает в изнеможенье,
Когда стихает жаркое сраженье.