Разоблачение кадия
Однажды увидел Ахмет-Ахай: едет один человек с женой верхом на ослице. Когда они поравнялись с ним, он притворился слепым и стал просить их:
— Если можно, возьмите и меня, пожалуйста, с собою.
Хозяин был добрый человек, пожалел слепого. С ослицы слез и посадил его впереди своей жены.
По приезде в город хозяин-муж говорит сидящему на осле Ахмет-Ахаю:
— Мы уже приехали. Теперь можешь сойти на землю.
Тот отвечает:
— Почему я должен со своего осла слезать на землю?
— Что за вздор ты плетёшь? Разве это твоя ослица? Ты ещё скажешь, что и эта женщина — твоя жена?
— Конечно, если жена моя, я иначе и говорить не буду.
— Ты в своём уме? Как она может быть твоей женой, если она моя жена?
Начался спор. Собрался народ. Что такое? Что произошло? Муж своей жены говорит людям:
— Пожалел я слепого и уступил ему своё место впереди жены. Теперь он говорит, что и ослица его, и жена тоже его.
— Слушайте его поменьше, — закричал Ахмет-Ахай. — Он пользуется тем, что я слепой, хочет у меня отбить и жену, и осла. Люди добрые, заступитесь за меня!
Спорящих направили в суд к кадию.
Кадий предложил Ахмет-Ахаю говорить первому, и притворщик начал:
— Света белого я не вижу, вот он и хочет воспользоваться моей слепотой, забрать осла.
А сам хлопает себя рукой по груди, где у него был спрятан камень — даёт кадию понять, что приготовил для него хороший подарок.
Тут кадий спрашивает хозяина ослицы:
— Ты утверждаешь, что животное, на котором ехал этот слепец, твоё. Так ответь же мне: осёл это или ослица? Тот отвечает:
— Ослица.
— А ты, любезный, что скажешь? — обращается кадий к Ахмет-Ахаю.
— Осёл, — отвечает тот.
— Вот моё решение, — говорит тогда кадий. — Тот, кто ехал с женщиной на осле, может взять её. А осла я поставлю в мой ослятник, где он будет находиться до тех пор, пока не разродится ослёнком, и тогда ты, называющий себя хозяином ослицы, получишь её. А если пройдёт положенный срок и ослёнка не будет, приходи за ним ты, называющий себя хозяином осла.
Человек, проигравший всё, что имел, хватает себя за волосы и кричит:
— Что же я наделал, Аллах небесный мой! Неужели я потерял разум?
И тут Ахмет-Ахай сказал:
— Не плачь, уважаемый хозяин. Жена твоя мне не нужна. И ослица как была твоя, так твоей и останется. Я не слепой с большой дороги, а, как и ты, зрячий. Но ведь и слепой может разглядеть, как бессовестно судит наш многоуважаемый кадий.
— Если можно, возьмите и меня, пожалуйста, с собою.
Хозяин был добрый человек, пожалел слепого. С ослицы слез и посадил его впереди своей жены.
По приезде в город хозяин-муж говорит сидящему на осле Ахмет-Ахаю:
— Мы уже приехали. Теперь можешь сойти на землю.
Тот отвечает:
— Почему я должен со своего осла слезать на землю?
— Что за вздор ты плетёшь? Разве это твоя ослица? Ты ещё скажешь, что и эта женщина — твоя жена?
— Конечно, если жена моя, я иначе и говорить не буду.
— Ты в своём уме? Как она может быть твоей женой, если она моя жена?
Начался спор. Собрался народ. Что такое? Что произошло? Муж своей жены говорит людям:
— Пожалел я слепого и уступил ему своё место впереди жены. Теперь он говорит, что и ослица его, и жена тоже его.
— Слушайте его поменьше, — закричал Ахмет-Ахай. — Он пользуется тем, что я слепой, хочет у меня отбить и жену, и осла. Люди добрые, заступитесь за меня!
Спорящих направили в суд к кадию.
Кадий предложил Ахмет-Ахаю говорить первому, и притворщик начал:
— Света белого я не вижу, вот он и хочет воспользоваться моей слепотой, забрать осла.
А сам хлопает себя рукой по груди, где у него был спрятан камень — даёт кадию понять, что приготовил для него хороший подарок.
Тут кадий спрашивает хозяина ослицы:
— Ты утверждаешь, что животное, на котором ехал этот слепец, твоё. Так ответь же мне: осёл это или ослица? Тот отвечает:
— Ослица.
— А ты, любезный, что скажешь? — обращается кадий к Ахмет-Ахаю.
— Осёл, — отвечает тот.
— Вот моё решение, — говорит тогда кадий. — Тот, кто ехал с женщиной на осле, может взять её. А осла я поставлю в мой ослятник, где он будет находиться до тех пор, пока не разродится ослёнком, и тогда ты, называющий себя хозяином ослицы, получишь её. А если пройдёт положенный срок и ослёнка не будет, приходи за ним ты, называющий себя хозяином осла.
Человек, проигравший всё, что имел, хватает себя за волосы и кричит:
— Что же я наделал, Аллах небесный мой! Неужели я потерял разум?
И тут Ахмет-Ахай сказал:
— Не плачь, уважаемый хозяин. Жена твоя мне не нужна. И ослица как была твоя, так твоей и останется. Я не слепой с большой дороги, а, как и ты, зрячий. Но ведь и слепой может разглядеть, как бессовестно судит наш многоуважаемый кадий.