Судьба, ум и трудолюбие
Позвал к себе однажды некий царь мудрейшего из мудрецов и говорит:
— Скажи, пожалуйста, почтеннейший, — какова, по-твоему, роль судьбы, ума и трудолюбия в жизни человека?
Царь неспроста задал мудрецу этот вопрос. Дело в том, что сам царь был убеждён, будто и преуспеяние и неудачи находятся в зависимости от судьбы, ума и трудолюбия, однако он не знал, что тут самое главное. Долго мучился царь сомнениями, да так и не мог ни на чём остановиться. И тогда решил он собрать большую ассамблею и выслушать суждения всех учёных мужей своего царства.
Однако мнения, высказанные мудрецами на ассамблее, были разноречивы. Один считал, что в жизни человека главным является судьба. Судьба делает его то ли счастливым, то ли несчастным, то ли богатым, то ли бедным, то ли удачливым, то ли неудачливым. Другой мудрец уверял, будто главную роль в жизни человека играет ум. «Даже если судьба благоволит к человеку, — сказал он, — глупец никогда не сумеет занять высокого положения. Один только ум способен принести успех. Ум — превыше всего!» Третий учёный утверждал, что нет на свете людей удачливых, а есть люди трудолюбивые, и только упорный труд способен принести человеку желаемые блага.
Все три мудреца говорили долго и обстоятельно, но ни один из них так и не сумел доказать свою правоту и убедить царя в правильности его суждений.
Царь же по-прежнему мучился сомнениями и, в конце концов, решил прибегнуть к хитрости.
Он приказал своим слугам вырыть у подножия горы пещеру, а посреди пещеры неглубокий колодец. На дне того колодца слуги положили огромный початок кукурузы, политый мёдом, а затем засыпали колодец землёй, будто его и вовсе не бывало. В ту пещеру царь приказал заточить выступавших на ассамблее учёных, снабдив их лишь свечами и горшком с водой. Учёные пребывали в недоумении: что побудило царя поступить с ними подобным образом? Однако же, пока суд да дело, пытались найти способ выбраться из неволи.
Учёный, который верил в судьбу, решил на судьбу и положиться, а потому улёгся спать. Учёный, отдававший предпочтение трудолюбию, стал осматривать и ощупывать стены пещеры, рассчитывая, что усердие принесёт ему избавление. А третий, считавший, что в основе успеха всегда лежит ум, уселся на камень и принялся рассуждать: коли есть в пещеру вход, то есть и выход, и он непременно отыщется.
Однако шли за днями дни, силы учёных таяли, а дело всё не двигалось. Каждый из них продолжал действовать по-своему. Но все они были так поглощены сами собою, что не беседовали друг с другом. Внезапно внимание учёного, сидевшего в раздумье на камне, привлекли муравьи. Они сновали взад-вперёд по земле и, в конце концов, забравшись под камень, на котором он сидел, больше не появлялись. Поразмыслил учёный и решил, что под камнем земля, видимо, более рыхлая. Тогда он позвал учёного, возлагавшего надежды на трудолюбие, и поведал ему о своих догадках, а в заключение сказал:
— Я думаю, копать нужно здесь. Это и есть выход из заточения.
Тот согласился со своим собратом по несчастью и, отодвинув камень, стал копать. А поскольку земля в этом месте была рыхлая, то он очень быстро добрался до дна колодца и нашёл кукурузный початок. Учёный, верящий в силу ума, и учёный, полагающийся только на трудолюбие, принялись с жадностью уплетать початок, а третьего своего товарища, приверженца судьбы, угостили лишь тогда, когда вдоволь насытились. Обрадовался тот, что и на сей раз судьба его не подвела, впился зубами в початок да чуть их не сломал: в початке был спрятан огромный рубин. Он утаил от товарищей свою находку и сунул камень в карман.
Тотчас же дверь пещеры отворилась, вошли слуги царя и предложили мудрецам следовать за ними во дворец. Царь радушно встретил трёх мудрецов и стал их подробно расспрашивать обо всём, что с ними приключилось. Те обстоятельно отвечали на вопросы царя, но ничего не сказали о рубине.
— Теперь я вижу, что вера в разум и трудолюбие действительно помогла вам выбраться из беды. Но кто из вас нашёл рубин?
— Я, — ответил приверженец судьбы. И он вынул из кармана рубин и положил его перед царём.
— А как тебе удалось его найти? — спросил царь.
И учёный сказал:
— Никакие временные неудачи не способны повергнуть меня в уныние. Оказавшись в бедственном положении, я целиком и полностью доверился судьбе. Два мои товарища нашли початок кукурузы и из жалости покормили и меня. Но судьба воздала мне за то, что я ел последним, и послала в награду этот прекрасный рубин.
Тогда выступил мудрейший из мудрецов.
— То, что с вами произошло, — сказал он, обращаясь к мудрецам, — лишний раз подтверждает, что ни судьба, ни ум, ни трудолюбие порознь не могут играть решающую роль в жизни человека. Чего бы достиг каждый из вас, находись он в пещере один? Ничего! Ум без труда и везения, труд без ума и везения, судьба без ума и трудолюбия — ничто! Не судьба подарила рубин тому, в чьих руках он находится. Этот рубин попал к нему благодаря уму и трудолюбию! И если бы два сытых товарища не проявили сочувствия к голодному, к тому, кто сидел, сложа руки, и ждал судьбу, разве был бы сейчас в его руках этот рубин? Ни ум, ни трудолюбие, ни судьба не являются залогом благополучия. Основу жизни составляет любовь к ближнему!
Царь пришёл в восторг от таких речей мудрейшего из мудрецов, одарил его всевозможными дарами, а трёх его товарищей повысил в должности. Тут он понял, сколь бессмысленны были одолевавшие его сомнения, и постиг, что только та страна, владыка которой руководствуется любовью к своим подданным, может стать процветающей и счастливой!
— Скажи, пожалуйста, почтеннейший, — какова, по-твоему, роль судьбы, ума и трудолюбия в жизни человека?
Царь неспроста задал мудрецу этот вопрос. Дело в том, что сам царь был убеждён, будто и преуспеяние и неудачи находятся в зависимости от судьбы, ума и трудолюбия, однако он не знал, что тут самое главное. Долго мучился царь сомнениями, да так и не мог ни на чём остановиться. И тогда решил он собрать большую ассамблею и выслушать суждения всех учёных мужей своего царства.
Однако мнения, высказанные мудрецами на ассамблее, были разноречивы. Один считал, что в жизни человека главным является судьба. Судьба делает его то ли счастливым, то ли несчастным, то ли богатым, то ли бедным, то ли удачливым, то ли неудачливым. Другой мудрец уверял, будто главную роль в жизни человека играет ум. «Даже если судьба благоволит к человеку, — сказал он, — глупец никогда не сумеет занять высокого положения. Один только ум способен принести успех. Ум — превыше всего!» Третий учёный утверждал, что нет на свете людей удачливых, а есть люди трудолюбивые, и только упорный труд способен принести человеку желаемые блага.
Все три мудреца говорили долго и обстоятельно, но ни один из них так и не сумел доказать свою правоту и убедить царя в правильности его суждений.
Царь же по-прежнему мучился сомнениями и, в конце концов, решил прибегнуть к хитрости.
Он приказал своим слугам вырыть у подножия горы пещеру, а посреди пещеры неглубокий колодец. На дне того колодца слуги положили огромный початок кукурузы, политый мёдом, а затем засыпали колодец землёй, будто его и вовсе не бывало. В ту пещеру царь приказал заточить выступавших на ассамблее учёных, снабдив их лишь свечами и горшком с водой. Учёные пребывали в недоумении: что побудило царя поступить с ними подобным образом? Однако же, пока суд да дело, пытались найти способ выбраться из неволи.
Учёный, который верил в судьбу, решил на судьбу и положиться, а потому улёгся спать. Учёный, отдававший предпочтение трудолюбию, стал осматривать и ощупывать стены пещеры, рассчитывая, что усердие принесёт ему избавление. А третий, считавший, что в основе успеха всегда лежит ум, уселся на камень и принялся рассуждать: коли есть в пещеру вход, то есть и выход, и он непременно отыщется.
Однако шли за днями дни, силы учёных таяли, а дело всё не двигалось. Каждый из них продолжал действовать по-своему. Но все они были так поглощены сами собою, что не беседовали друг с другом. Внезапно внимание учёного, сидевшего в раздумье на камне, привлекли муравьи. Они сновали взад-вперёд по земле и, в конце концов, забравшись под камень, на котором он сидел, больше не появлялись. Поразмыслил учёный и решил, что под камнем земля, видимо, более рыхлая. Тогда он позвал учёного, возлагавшего надежды на трудолюбие, и поведал ему о своих догадках, а в заключение сказал:
— Я думаю, копать нужно здесь. Это и есть выход из заточения.
Тот согласился со своим собратом по несчастью и, отодвинув камень, стал копать. А поскольку земля в этом месте была рыхлая, то он очень быстро добрался до дна колодца и нашёл кукурузный початок. Учёный, верящий в силу ума, и учёный, полагающийся только на трудолюбие, принялись с жадностью уплетать початок, а третьего своего товарища, приверженца судьбы, угостили лишь тогда, когда вдоволь насытились. Обрадовался тот, что и на сей раз судьба его не подвела, впился зубами в початок да чуть их не сломал: в початке был спрятан огромный рубин. Он утаил от товарищей свою находку и сунул камень в карман.
Тотчас же дверь пещеры отворилась, вошли слуги царя и предложили мудрецам следовать за ними во дворец. Царь радушно встретил трёх мудрецов и стал их подробно расспрашивать обо всём, что с ними приключилось. Те обстоятельно отвечали на вопросы царя, но ничего не сказали о рубине.
— Теперь я вижу, что вера в разум и трудолюбие действительно помогла вам выбраться из беды. Но кто из вас нашёл рубин?
— Я, — ответил приверженец судьбы. И он вынул из кармана рубин и положил его перед царём.
— А как тебе удалось его найти? — спросил царь.
И учёный сказал:
— Никакие временные неудачи не способны повергнуть меня в уныние. Оказавшись в бедственном положении, я целиком и полностью доверился судьбе. Два мои товарища нашли початок кукурузы и из жалости покормили и меня. Но судьба воздала мне за то, что я ел последним, и послала в награду этот прекрасный рубин.
Тогда выступил мудрейший из мудрецов.
— То, что с вами произошло, — сказал он, обращаясь к мудрецам, — лишний раз подтверждает, что ни судьба, ни ум, ни трудолюбие порознь не могут играть решающую роль в жизни человека. Чего бы достиг каждый из вас, находись он в пещере один? Ничего! Ум без труда и везения, труд без ума и везения, судьба без ума и трудолюбия — ничто! Не судьба подарила рубин тому, в чьих руках он находится. Этот рубин попал к нему благодаря уму и трудолюбию! И если бы два сытых товарища не проявили сочувствия к голодному, к тому, кто сидел, сложа руки, и ждал судьбу, разве был бы сейчас в его руках этот рубин? Ни ум, ни трудолюбие, ни судьба не являются залогом благополучия. Основу жизни составляет любовь к ближнему!
Царь пришёл в восторг от таких речей мудрейшего из мудрецов, одарил его всевозможными дарами, а трёх его товарищей повысил в должности. Тут он понял, сколь бессмысленны были одолевавшие его сомнения, и постиг, что только та страна, владыка которой руководствуется любовью к своим подданным, может стать процветающей и счастливой!