Подвижничество Сабари
У Сабари было очень нежное, полное сострадания сердце. Однажды пришла она к риши Матанге и осталась в его ашраме. Она была родом из лесного племени, в котором бытовал обычай в ночь перед свадьбой приносить козу в жертву племенной богине, чтобы та одарила милостью супружескую пару. Родители выбрали Сабари жениха, но когда она узнала о предстоящем кровопролитии, то заплакала и упала к их ногам, умоляя пощадить козу:
— Может ли быть счастливой наша супружеская жизнь, если прологом к ней станет предсмертное блеяние козы?
Но отец оттолкнул её, и жестокий ритуал был совершён. В эту же ночь Сабари сбежала из этого дома пыток и укрылась в лесной чаще неподалёку от деревни.
Когда наступило утро, её родители и родственники жениха пришли в смятение; «прочёсывая» окрестности, они прошли в двух шагах от того места, где, притаившись в густой чащобе, укрылась Сабари. Они повернули назад, и кто-то сказал:
— Она не могла скрыться в обители, ведь женщинам туда вход закрыт.
Сабари услышала эти слова и поняла, что обитель была бы для неё самым безопасным местом. Она верила, что кто-то из отшельников пожалеет её и не прогонит прочь. Матанга издалека заметил её и разрешил поселиться в своём ашраме.
Через много лет, незадолго до своей смерти, он сказал ей, что Сам Бог в образе Шри Рамы посетит вскоре их обитель. Находясь в четырнадцатилетнем лесном изгнании, Рама стремится защитить отшельников и подвижников, которые отдаются духовной практике в лесах, от опустошительных набегов демонов.
— Рама, — сказал он, — странствует по лесу вместе со своей женой Ситой и братом Лакшманой.
С этого дня Сабари овладело одно-единственное желание — дождаться даршана Рамы, коснуться его стоп и иметь возможность говорить с ним. Её сердце было переполнено рамарасой — нежнейшим нектаром сущности Рамы. В этом заключалась её джапа, дхъяна и садхана (повторение имени Бога, медитация и духовная практика). Она вся отдалась приготовлениям к приходу Рамы в святую обитель. Она расчищала дороги, очищая вместе с тем и своё сердце. Благодаря её трудам, с тропинок исчезали острые камни и шипы. Она пробиралась по подлеску, освобождая его от колючих вьющихся лиан, воображая, что они могут зацепиться за волосы Рамы, — ведь он не расчёсывает их, следуя обету аскетов. Она разбивала твёрдые комки земли, боясь, что они могут причинить боль нежным ступням Ситы. Каждый день она собирала в лесу свежие фрукты и клубни растений — ведь никто не знал, когда придёт Рама! И она никогда не шла на риск: она пробовала все виды плодов — горький он, кислый или сладкий — и выбирала для Рамы самые лучшие. Она скоблила поверхность всех камней, что лежали вдоль троп джунглей, чтобы Рама, Лакшмана и Сита могли посидеть на любом из них, когда устанут. Она надеялась, что хоть кто-нибудь из них отдохнёт на одной из скал, отполированных ею с великим тщанием. И сердце её превратилось в рамахридайю — сердце, наполненное Рамой.
После того как Матанга поведал аскетам о высоте её духа, они позволили ей остаться в обители. Сабари была настолько поглощена Рамой, что они потеряли представление о том, какого она пола. Перед тем как покинуть своё тело, Матанга завещал свою обитель Сабари, сказав: «Ты одна достойна того, чтобы встретить здесь Раму!»
— Может ли быть счастливой наша супружеская жизнь, если прологом к ней станет предсмертное блеяние козы?
Но отец оттолкнул её, и жестокий ритуал был совершён. В эту же ночь Сабари сбежала из этого дома пыток и укрылась в лесной чаще неподалёку от деревни.
Когда наступило утро, её родители и родственники жениха пришли в смятение; «прочёсывая» окрестности, они прошли в двух шагах от того места, где, притаившись в густой чащобе, укрылась Сабари. Они повернули назад, и кто-то сказал:
— Она не могла скрыться в обители, ведь женщинам туда вход закрыт.
Сабари услышала эти слова и поняла, что обитель была бы для неё самым безопасным местом. Она верила, что кто-то из отшельников пожалеет её и не прогонит прочь. Матанга издалека заметил её и разрешил поселиться в своём ашраме.
Через много лет, незадолго до своей смерти, он сказал ей, что Сам Бог в образе Шри Рамы посетит вскоре их обитель. Находясь в четырнадцатилетнем лесном изгнании, Рама стремится защитить отшельников и подвижников, которые отдаются духовной практике в лесах, от опустошительных набегов демонов.
— Рама, — сказал он, — странствует по лесу вместе со своей женой Ситой и братом Лакшманой.
С этого дня Сабари овладело одно-единственное желание — дождаться даршана Рамы, коснуться его стоп и иметь возможность говорить с ним. Её сердце было переполнено рамарасой — нежнейшим нектаром сущности Рамы. В этом заключалась её джапа, дхъяна и садхана (повторение имени Бога, медитация и духовная практика). Она вся отдалась приготовлениям к приходу Рамы в святую обитель. Она расчищала дороги, очищая вместе с тем и своё сердце. Благодаря её трудам, с тропинок исчезали острые камни и шипы. Она пробиралась по подлеску, освобождая его от колючих вьющихся лиан, воображая, что они могут зацепиться за волосы Рамы, — ведь он не расчёсывает их, следуя обету аскетов. Она разбивала твёрдые комки земли, боясь, что они могут причинить боль нежным ступням Ситы. Каждый день она собирала в лесу свежие фрукты и клубни растений — ведь никто не знал, когда придёт Рама! И она никогда не шла на риск: она пробовала все виды плодов — горький он, кислый или сладкий — и выбирала для Рамы самые лучшие. Она скоблила поверхность всех камней, что лежали вдоль троп джунглей, чтобы Рама, Лакшмана и Сита могли посидеть на любом из них, когда устанут. Она надеялась, что хоть кто-нибудь из них отдохнёт на одной из скал, отполированных ею с великим тщанием. И сердце её превратилось в рамахридайю — сердце, наполненное Рамой.
После того как Матанга поведал аскетам о высоте её духа, они позволили ей остаться в обители. Сабари была настолько поглощена Рамой, что они потеряли представление о том, какого она пола. Перед тем как покинуть своё тело, Матанга завещал свою обитель Сабари, сказав: «Ты одна достойна того, чтобы встретить здесь Раму!»