Заносчивый мудрец
Когда-то давно жил мудрец, скитавшийся по лесам и совершивший множество подвигов. Вот сидит он однажды под деревом, а ворона возьми и капни ему на голову. Разъярился мудрец, кинул на ворону гневный взгляд, и негодная птица тут же обратилась в пепел. Возгордился мудрец силой своего взгляда, мощью своего подвижничества. Отправился он в город за милостыней к какому-нибудь брахману, вошёл к нему во дворец и попросил хозяйку вынести подаяние.
— Подожди, почтенный, пока я хозяину помогу, — ответила хозяйка.
Когда же он, рассердившись, глянул на неё гневным взором, она рассмеялась:
— Ты ошибся, мудрец. Ведь я — не ворона!
Услыхал это мудрец и остолбенел от удивления: «Откуда ей это известно?» Она же помогла мужу закончить жертву Агни, взяла милостыню и вышла к мудрецу. Принял он подаяние, благодарно руки сложил и спрашивает:
— Как ты узнала, что у меня с вороной случилось? Скажи мне, не то подаяние не приму.
Она же ему в ответ:
— Нет у меня иного закона и иной веры, чем преданность мужу. Поэтому такова сила моего прозрения. Сходил бы ты к мяснику Дхармавьядхе — живет он продажей мяса, — посмотрел бы на него да скромности поучился. — (Мясники относятся к одной из низших каст Индии).
Получив такой совет от всезнающей женщины, мудрец принял подаяние, поклонился, да и побрёл себе.
На другой день разыскал мудрец на базаре мясника и подошёл к нему, а Дхармавьядха заметил его и спрашивает:
— Что, брахман, тебя, знать, верная жена ко мне послала?
Услыхал это мудрец, очень удивился и спросил Дхармавьядху:
— Откуда у тебя, мясника, такое знание?
Ответил на это мясник:
— Люблю и почитаю я отца и мать. Они — моё единственное прибежище. Сначала их омою, потом сам омоюсь. Сначала они поедят, потом сам поем. Сначала их спать уложу, потом сам ложусь. Вот потому-то я многое и знаю. Мясо и потроха газелей да прочей живности продаю, тем и живу. Торговля эта — моё людям служение, а не к деньгам жадность. Ни я, ни та жена, мужу верная, никогда не чванимся, потому что чванство — враг знания. Поэтому и наделены мы безграничным знанием. Да и тебе, мудрец, от заносчивости освободиться надо, и тогда, свой долг исполняя, достигнешь ты успеха и будешь светочем среди мудрецов.
— Подожди, почтенный, пока я хозяину помогу, — ответила хозяйка.
Когда же он, рассердившись, глянул на неё гневным взором, она рассмеялась:
— Ты ошибся, мудрец. Ведь я — не ворона!
Услыхал это мудрец и остолбенел от удивления: «Откуда ей это известно?» Она же помогла мужу закончить жертву Агни, взяла милостыню и вышла к мудрецу. Принял он подаяние, благодарно руки сложил и спрашивает:
— Как ты узнала, что у меня с вороной случилось? Скажи мне, не то подаяние не приму.
Она же ему в ответ:
— Нет у меня иного закона и иной веры, чем преданность мужу. Поэтому такова сила моего прозрения. Сходил бы ты к мяснику Дхармавьядхе — живет он продажей мяса, — посмотрел бы на него да скромности поучился. — (Мясники относятся к одной из низших каст Индии).
Получив такой совет от всезнающей женщины, мудрец принял подаяние, поклонился, да и побрёл себе.
На другой день разыскал мудрец на базаре мясника и подошёл к нему, а Дхармавьядха заметил его и спрашивает:
— Что, брахман, тебя, знать, верная жена ко мне послала?
Услыхал это мудрец, очень удивился и спросил Дхармавьядху:
— Откуда у тебя, мясника, такое знание?
Ответил на это мясник:
— Люблю и почитаю я отца и мать. Они — моё единственное прибежище. Сначала их омою, потом сам омоюсь. Сначала они поедят, потом сам поем. Сначала их спать уложу, потом сам ложусь. Вот потому-то я многое и знаю. Мясо и потроха газелей да прочей живности продаю, тем и живу. Торговля эта — моё людям служение, а не к деньгам жадность. Ни я, ни та жена, мужу верная, никогда не чванимся, потому что чванство — враг знания. Поэтому и наделены мы безграничным знанием. Да и тебе, мудрец, от заносчивости освободиться надо, и тогда, свой долг исполняя, достигнешь ты успеха и будешь светочем среди мудрецов.