Создать акаунт

Октав

ОКТАВ (фр. Octave) — герой комедии А. де Мюссе «Капризы Марианны» (1833). «Мое место на земле пусто!» — этими вырвавшимися из самого сердца словами завершается роль Октава. Как абсолютное большинство героев Мюссе, О. циничен, разуверился в жизни, но не отказывается от веселого времяпрепровождения, топя в вине, шутовстве и карнавальном веселье свое разочарование и неверие. Кузен капризницы Марианны, тоскующей в браке с нелюбимым Клаудио, О. решает помочь своему другу Челио завоевать благосклонность кузины. Но, выступая адвокатом влюбленного друга, он скоро входит в роль, и очарованная им Марианна в него влюбляется. Верный дружбе, единственному чувству, имеющему для него смысл и ценность, О. как заправский моралист отчитывает Марианну, словно не осознает, что она оказывается жертвой им же расставленной западни. Ничего не принимая всерьез, убивая время, готовый на любую проделку, чтобы заполнить гложущую его изнутри пустоту, О. не верит в искренность чувств и привязанностей других. Поэтому он оказывается виновником гибели единственно дорогого ему человека — Челио, которого убивают нанятые ревнивым мужем Марианны люди. Челио сознательно дает завлечь себя в ловушку, приняв объяснения О. с Марианной как вероломство друга. Гибель Челио мгновенно отрезвляет О. В один миг он расстается с маской насмешника и скептика. Жизнь преподнесла ему такой урок, что разом оборвала ставший для него привычным маскарад. Он понял, что «с любовью не шутят» (так называется одна из пьес Мюссе), что тем более нельзя шутить с дружбой, что эти чувства живы и подлинны, что противостоящий им холодный цинизм может оказаться смертоносным. Совсем потерянным выглядит он в финале этой невеселой комедии. Монолог его полон отчаяния: «Челио отомстил бы за меня, если бы я умер вместо него, как он умер вместо меня. Его могила принадлежит мне, меня они ждали в темной аллее, для меня они обнажили свои шпаги, это меня они убили!..» Трагическая развязка этой комедии Мюссе становится символом судьбы романтического героя: О.— причина гибели Челио. Конфликт возникает и разрешается как бы внутри героя. Недаром исследователи творчества Мюссе полагают, что не только в поэзии, но и в драматургии его герои — лирические, а Челио и О. составляют две взаимопроникающие половинки единого образа. Есть для такого утверждения и авторитетное мнение самого Мюссе, писавшего Жорж Санд: «Ты часто говорила мне, что во мне живут два человека, Октав и Челио». Самым безупречным исполнителем роли О. был Жерар Филип в спектакле, поставленном Ж.Виларом в 1958 г. В сезон 1958/59 г. он сыграл и героя «С любовью не шутят» — Перди-кана. В этот свой последний сезон (Филип скончался в ноябре 1959 г.) актер создал своеобразный триптих, героями которого были персонажи Мюссе: Лоренцаччо, Октав, Пер-дикан.

Лит.: Бояджиев Г. Театральный Париж сегодня. М., 1960. С.46-49; Проскурникова Т. Авиньон Жана Вилара. М., 1989. С.223-228; Cans E. Mussel et le «Drame tragique». P., 1974.

Тематика: герои;

Смотрите также: