Лоренцаччо
ЛОРЕНЦАЧЧО (фр. Lorenzaccio) — герой драмы А. де Мюссе «Лоренцаччо» (1834). Презрительно-уменьшительное имя, данное окружающими Лоренцо Медичи,— лучшее свидетельство их отношения к верному другу флорентийского тирана Алессандро Медичи. Никто не догадывается, что надменный и капризный, вспыльчивый и циничный Л., следующий за своим царственным кузеном во всех увеселениях и сомнительных авантюрах, инициатором которых он нередко и является, и задумал освободить родную Флоренцию от тирана. Не верят Л. и заговорщики-республиканцы, а потому не смогут воспользоваться плодами совершенного Л. убийства: следующий Медичи занимает место убитого. Но Л. не суждено стать тому свидетелем: он погибает от рук наемного убийцы, а разъяренная толпа, всегда его боявшаяся и ненавидевшая, сталкивает его тело в воды лагуны. Во французской драматической литературе трудно найти более трагический образ во всем разуверившегося и потерявшего себя человека, чем Л. Благородные помыслы и порывы героя Мюссе блекнут по мере того, как он движется к достижению заветной цели, совершая самые низменные поступки. Надетая им на себя маска порока столь плотно прилегает к его коже, что ее уже невозможно снять. В сложном переплетении исторических, политических и психологических красок и оттенков, которые избирает Мюссе для рассказа о заговоре во Флоренции XVI»Шв., доминирует ощущение отчаяния и безверия индивидуума, вовлеченного или добровольно вступившего в водоворот политической борьбы. Двадцатитрехлетний Мюссе, который через год после «Лоренцаччо» напишет самый свой известный роман — «Исповедь сына века», в образе Л. выразил многие свои сомнения и разочарования. Цензурные запреты, сложность самого драматического произведения, состоящего из тридцати девяти картин, в которых действуют более тридцати персонажей, привели к тому, что на сценических подмостках Л. появился лишь шесть десятилетий спустя после того, как его создал Мюссе. Появился благодаря упорству и настойчивости первой «звезды» французского театра Сары Бернар. С ее легкой руки (С.Бернар выступала в роли Л. не только в сезон1896/1897 г., но и возобновила спектакль в 1912 г., когда ей было уже 68 лет). Л. играли исключительно актрисы, подчеркивая его хрупкость, ранимость, изломанность и неверность. Наиболее заметными остались в истории театра работы Рене Фальконетти (1927, театр «Мадлен») и Маргерит Жамуа (1945, театр «Монпарнас»). Совершенно новый этап в обращении к драме Мюссе начинается с 1952 г., т.е. после того, как главную роль в ней сыграл Жерар Филип. Именно с этого момента образ обретает сложность и глубину, соответствующие замыслу автора. Во второй половине XX»Шв. Л. становится одним из самых популярных персонажей французского театра, «французским Гамлетом». Наиболее интересные интерпретации этого героя принадлежат актерам П.Ванеку (1964), Ф.Юстеру (1977 и 1989), Ф.Коберу (1979) и Р.Митровице (1989). У молодой французской публики 80-90-х годов XX столетия Л. ассоциируется сложностью своей натуры и трагичностью судьбы с такими «проклятыми художниками», как Артюр Рембо и Антонен Арго.
Лит.: Проскурникова Т. Авиньон Жана Вилара. М., 1989. С.111-120; Финкелыитейн Е. Альфред де Мюссе// История западноевропейского театра. М., 1963. Т.З. С.205-225; Bromfield J. De Lorenzino de Medicis i Lorenzaccio. P., 1972; Masson B. Musset et le theatre interieur: nouvelles recherches sur «Lorenzaccio». P., 1974.
Лит.: Проскурникова Т. Авиньон Жана Вилара. М., 1989. С.111-120; Финкелыитейн Е. Альфред де Мюссе// История западноевропейского театра. М., 1963. Т.З. С.205-225; Bromfield J. De Lorenzino de Medicis i Lorenzaccio. P., 1972; Masson B. Musset et le theatre interieur: nouvelles recherches sur «Lorenzaccio». P., 1974.